Транспортный самолет и бомбардировщик Бристоль "Бомбей"
|
Британский бомбардировщик и транспортный самолет Bristol Bombay
Бристоль "Бомбей" являлся самолетом двойного назначения - транспортный и бомбардировщик. Это был двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и неубирающимся шасси. Предназначался в первую очередь для применения в колониях. Под руководством Ф. Барнуэлла создан в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн". 23 июня 1935 года впервые взлетел опытный образец "тип 130". С марта 1939 года было организовано серийное производство этого самолета на заводе "Шорт энд Гарланд" в Белфасте. Построено всего 51 самолет Бристоль "Бомбей", которые находились на вооружении только в Великобритании, с сентября 1939 года.
На фото Бристоль "Бомбей"
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Изначально самолет назывался "Бедфорд", но в 1939 году название сменили на "Бомбей".
Основная модификация:
- "Бомбей" Mk.I - двигатели "Пегасус" XXII (1010 л.с.). Стрелковое вооружение - 2х7,7-мм пулемета "Виккерс" К на носовой и хвостовой турелях. Нормальная масса бомбовой нагрузки - 908 кг, максимальная - до 2000 кг. Экипаж состоял из 3-4 человек. 24 пассажира или груз до 1000 кг.
Не построенные варианты:
- Тип 137 - Версия гражданского грузового самолета.
- Тип 144 - Дальнейшее развитие самолета с убирающимся шасси.
"Бомбей" Mk.I являлся типичным представителем "колониальных" самолетов, который имел относительно низкие летные характеристики, слабое вооружение, но был надежным, неприхотливым в эксплуатации и вместительным. Использование такого самолета во второй мировой войне было возможно только на второстепенных ТВД или во вспомогательных целях.
Основные характеристики Bristol Bombay
Двигатели: |
|
тип |
Бристоль "Пегасус" XXII |
мощность, л.с. |
1010 |
Размах крыла, м |
29,19 |
Длина самолета, м |
21,12 |
Высота самолета, м |
5,95 |
Площадь крыла, кв. м |
124,65 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
6265 |
нормальная взлетная |
9080 |
Максимальная скорость, км/ч |
309 |
Практический потолок, м |
7625 |
Дальность полета, км: |
|
нормальная |
1420 |
максимальная |
3590 |
Более подробно о самолете Bristol Bombay
Министерство авиации в 1928 году издало спецификацию С.16/28, которая предусматривала создание бомбардировщика/транспортного самолета с целью замены "Валенсии". В конкурсе принимала участие фирма "Бристоль", которая предложила проект, обозначенный "тип 115". Несмотря на то, что этот самолет так и не был построен, но основные конструктивные решения были использованы в проекте "тип 130", в 1931 году представленном на конкурс по спецификации С.26/31. "Бристоль" победил и был получен заказ на постройку прототипа. Доводка конструкции заняла достаточно много времени, а опытный образец совершил первый полет лишь 23 июня 1935 года.
Самолет "тип 130" являлся двухмоторным цельнометаллическим монопланом с высокорасположенным крылом, двухкилевым оперением и неубирающимся шасси. На прототипе были установлены 9-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" III (750 л.с.). Фюзеляж давал возможность транспортировать 24 пехотинца или достаточно габаритные грузы. Бомбовая нагрузка находилась на подфюзеляжных узлах, оборонительное вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов в носовой и хвостовой установках.
Когда еще не были начаты испытания прототипа, в 1933 году фирма уже получила заказ на серийное производство. Однако, предприятия "Бристоля" были сильно загружены, и контракт передали фирме "Шорт", которая выпустила 50 серийных самолетов.
В строевые части самолеты "Бомбей" Mk.I впервые прибыли в октябре 1939 года. Машины поступили на вооружение 216-го крыла Королевских ВВС (117, 267 и 271-я АЭ), дислоцированного в Египте. В мае 1940 года самолеты Bristol Bombay производили перевозки для Британского экспедиционного корпуса во Франции. С июня того же года их вынуждены были эксплуатировать в качестве ночных бомбардировщиков. В сентябре они совершали регулярные налеты на Бенгази в Ливии. Как бомбардировщики "бомбеи" летали в Северной Африке до сентября 1941 года.
В апреле 1941 года "бомбеи" вывозили из Греции эвакуируемых английских солдат и местных беженцев. Эта работа велась до мая, после чего самолеты этого типа привлекли к перевозке подкреплений в Ирак в связи с мятежом Рашида Али. В том же году Bristol Bombay доставляли грузы осажденному гарнизону Тобрука. В Северной Африке в 1942-1943 гг. самолеты Бристоль "Бомбей" вели транспортную работу. Некоторые самолеты эксплуатировались как санитарные. Последние боевые вылеты этих самолетов были в июне-августе 1943 года, когда "бомбеи" вывозили раненых с Сицилии. К июню 1943 года Bristol Bombay были в основном списаны в Африке, в метрополии - к октябрю того же года. Последние самолеты Bristol Bombay летали до августа 1944 года.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- C.H.Barnes "Bristol Aircraft Since 1910".
- Вацлав Немечек. Bristol Bombey.