Истребитель Локхид P-38 "Лайтнинг" - Описание конструкции самолета
|
Описание конструкции самолета
Самолет второй мировой войны "Лайтнинг" представляет собой истребитель-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых крепилось горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение.
Сохранившийся до наших дней самолет Р-38 "Лайтнинг"
Конструкция самолета.
Конструкция самолета цельнометаллическая, обшивка которого на 100 % крепилась клепкой впотай, первым истребителем с гидроусилителями в системе управления, наконец первым принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором. Для своего времени "Лайтнинг" являлся самым скоростным и дальним истребителем в мире. Все эти качества позволили "Лайтнингу" стать лучшим истребителем Тихоокеанского театра военных действий. Вместе с тем оборотной стороной технических инновации стали эксплуатационные проблемы, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила в полной мере реализовать потенциал такого очень не тривиального аэроплана, как истребитель второй мировой войны Р-38 "Лайтнинг".
Силовая установка самолета.
В носовых частях балок устанавливались рядные Y-образные двигатели водяного охлаждения фирмы "Алиссон" мощностью от 1090 до 145 л.с в зависимости от варианта самолета.
Крыло самолета.
Крыло однолонжеронное, оно оснащалось очень эффективным, но и очень сложным сдвижным щелевым закрылком, занимавшим значительную часть размаха. На нижней поверхности консолей за мотогондолами на крыле устанавливались интерцепторы, выполнявшие к тому же и роль воздушных тормозов. На наружной подвеске под крылом самолет мог нести дополнительные топливные баки, бомбы, неуправляемые ракеты. В центроплане размещались основные топливные баки, представлявшие собой герметизированные отсеки крыла. В небольшой фюзеляжной гондоле, закрепленной на центроплане крыла, располагался пилот, в носовой ее части на разведчике устанавливалось фотооборудование, а на истребителе - стрелковое вооружение. Разведчик оснащался также достаточно совершенной навигационной системой.
Кабина самолета Р-38 "Лайтнинг"
Необычная схема, принятая для самолета Lockheed P-38 Lightning, была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость, скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять двухмоторную схему. Это был двухбалочный самолет со средне расположенным крылом и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси - в продольные балки. Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного вращения Allison V-1710-11/15 мощностью 960 л.с., впервые поднялся в воздух 27 января 1939 года. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы. Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38.
Однако двухбалочная схема - далеко не единственное, что предопределило отличные летные свойства и отличало самолет от многих представителей авиации Второй мировой войны. Главное заключалось в сочетании высокой удельной нагрузки на крыло (чуть ли не в полтора раза выше, чем было принято в те годы) с очень большой мощностью двигателей "Алиссон" жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, оснащенных турбокомпрессорами, которые работали с использованием энергии выхлопных газов и позволяли сохранить мощность на значительных высотах. Но, конечно, один из самых главных "секретов" успеха "Лайтнинга" - великолепная аэродинамика, в основе которой были не столько зализы и обтекатели, сколько хорошо отработанное крыло с удлинением, превышавшим 8, что было также необычным для истребителя тех лет. Самолет второй мировой войны Р-38 "Лайтнинг" стал первым в мире истребителем с трехопорным шасси с носовой опорой,что упрощало пилотирование машины на взлете и посадке. Выпуск и уборка шасси осуществлялись гидросистемой, выпуск и уборка закрылков - электромотором. Проводка управления рулями и элеронами - тросовая.
Модель
|
Р-38L "Лайтнинг"
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
15,85
|
Высота, м
|
3,91
|
Длина, м
|
11,53
|
Площадь крыла, м2
|
30,47
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
483
|
Максимальная скорость, км/ч
|
628 км/ч
|
Потолок, м
|
11887
|
Дальность полета
|
805
|
Вес, пустого, кг
|
5342
|
Вес, взлетный, кг
|
6556
|
Вес, максимальный, кг
|
7029
|
Двигатели
|
2 ПД Allison V-1710-27/29 2 х 1150 л.с
|
Максимальная скороподъемность, м/мин
|
762
|
Вооружение, пушки
|
1х20-мм
|
Вооружение, пулеметы
|
4 х12,7-мм
|
Первые пробежки выявили первые проблемы: на одной из пробежек отказали тормоза, после чего самолет завалился в канаву. После ремонта самолета 27 января 1939 года состоялся первый полет, который лишь чудом не стал последним. В полете поломались крепления закрылков, закрылки совсем не оторвались, что может было бы лучшим вариантом. Фактически полет стал проходить в режиме автоколебаний. Летные испытания выявили ряд проблем с ХР-38.
Документальное фото самолета Р-38 "Лайтнинг"
Немцы называли истребитель "Лайтнинг" просто и коротко - Der Gabelschwanz Teuful, дьявол с вилкообразным хвостом. Характерная в плане форма с центральной каплеобразной гондолой и двумя мотогондолами, переходящими в длинные хвостовые балки делала силуэт самолета неповторимым.