Новости сайта pro-samolet.ru

FeedBurner

Авиабилеты


Информация

Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Истребитель Белл P-39 Аэрокобра - Боевое применение
Индекс материала
Истребитель Белл P-39 Аэрокобра
Серийное производство
Кобры на экспорт
Первая массовая модификация
Техническое описание
Клоны Аэрокобры
Боевое применение
В Сев.Африке и Италии
Модификации от Е до N
География применения
Аэрокобра в СССР
Театр боевых действий
Две точки зрения
Советские и др.модификации
Послевоенные самолеты

С 23 декабря 1941 года началась отправка частей, вооруженных Р-39, из США на Тихоокеанский театр военных действий. В феврале 1942 года в Австралии выгрузилась 35-я истребительная группа, в которую передали все три эскадрильи, первыми осваивавшие "Аэрокобры" — 39-ю, 40-ю и 41-ю. В марте туда же прибыла 8-я группа на Р-400, размещенная в Брисбэне. К середине марта в Австралии сосредоточили примерно 190 "Аэрокобр", но лишь 85 из них считались боеготовыми. Там летчики прошли краткий, не более двух-трех недель, курс подготовки на незнакомых машинах. Первоначально многие Р-400 летали с английскими опознавательными знаками, лишь постепенно заменявшимися белыми звездами, причем без красного круга в середине, к тому времени уже отмененного. На некоторых самолетах американские звезды сочетались с трехцветными британскими флажками на киле. Но кое у кого не нашлось времени даже на столь краткое знакомство с новой техникой. 67-й эскадрилье доверили защищать остров Новая Каледония. Комплектовалась она в условиях крайней поспешности. Только три пилота имели стаж более года и были знакомы с "Аэрокоброй". 18 человек закончили летную школу в 1941 году и прибыли в часть за несколько недельдо погрузки. Семерых приняли на борт парохода при заходе в промежуточный порт в США, а еще 15 пилотов добавили во время стоянки в Австралии. Эти ребята уже имели некоторый боевой опыт, но "Аэрокобру" и в глаза не видели. Эскадрилья получила 45 Р-400, реквизированных из английского заказа, и два P-39D. Машин было так много, поскольку никаких запасных частей к самолетам не дали. Заранее решили, что часть истребителей при необходимости разберут для ремонта остальных.

15 марта 1942 года началась выгрузка на Новой Каледонии. Ящики с истребителями перенесли на берег. Аэродром только строился; он находился у поселка Тонтоута, в 56 км от порта. В этой тихоокеанской глухомани нашелся всего один тягач с трейлером, способный увезти самолет. Этой машине пришлось курсировать туда-сюда практически круглые сутки больше двух недель. Приступив к сборке истребителей, механики обнаружили, что инструкции есть только на P-39D. Никаких указаний, как учитывать отличия Р-400, в них не имелось. Действовали по наитию — шла сплошная импровизация. Справились и с нехваткой инструмента и приспособлений. Работали под открытым небом, не прерываясь и в тропический дождь. 28 марта удалось поднять в воздух первую машину. Постепенно дошл и до темпа один самолет в день и таким образом собрали все истребители. Но до Новой Каледонии японцы так и не добрались — они завязли в джунглях Новой Гвинеи. Японцам удалось захватить северо-западную часть этого острова, ранее входившую в состав Голландской Ост-Индии, и территорию колонии Новая Гвинея, но далее их продвижение к Папуа остановили австралийские солдаты, к которым на помощь пришли американцы. В апреле 1942 года на Новую Гвинею с австралийского берега перелетела 8-я истребительная фуппа. Из 41 самолета, вылетевшего из Таунсвилля, до конечной точки маршрута, аэродрома Седьмая Миля, добрались 26. Остальные по пути потерпели катастрофы и аварии; одиннадцать машин утонули. Некоторые разбились при посадке в пункте назначения. Не последнюю роль в таком результате сыфала плохая подготовка летчиков, которые осваивали "Кобры" не более трех недель. У некоторых из них налет на новом истребителе не превышал пять часов. Тех, кто успел потренироваться на Р-400 еще в США, отправили как лидеров во главе фупп из шести-восьми машин.Аэродром Седьмая Миля оказался крайне примитивен: плохо выровненная площадка среди джунглей и хижины для личного состава. Из-за отсутствия нормальных дорог снабжение было весьма нерегулярным. Люди страдали от жары, высокой влажности, насекомых и тропических болезней. Группе ставилась задача помочь в обороне прибрежного города Порт-Морсби, на который наступали японцы.

Порт-Морсби являлся основным опорным центром союзников. На него двигалась японская пехота с артиллерией, которых поддерживала авиация с аэродромов Лаэ и Сала-мауа на самой Новой Гвинее и Рабаул на соседнем острове Новая Британия. На их пути стояли 3000 австралийских солдат и дивизион зенитчиков. Положение было настолько серьезно, что отдохнуть летчикам не дали. Первый боевой вылет состоялся 30 апреля 1942 года, в тот же самый день, когда первые "Аэрокобры" сели на Седьмой Миле. "Чертова дюжина" американских истребителей из состава 35-й и 36-й эскадрилий отправилась на штурмовку японского аэродрома в Лаэ. Их вел подполковник Б. Вагнер, уже повоевавший на Филиппинах на Р-40. Пролетев более 200 км на север, самолеты повернули в сторону моря, чтобы их не засекли посты противника. Четыре самолета отделились и ушли вперед. Они должны были связать боем японские истребители А6М (более известные под прозвищем "Зеро"), патрулировавшие над летным полем. Оставшаяся девятка "Кобр" в строю клина звеньев, неожиданно зайдя со стороны моря, на малой высоте обрушилась на стоявшие внизу самолеты. На аэродроме, по сообщениям американских летчиков, стояли 13-15 вражеских бомбардировщиков, которые были обстреляны из пушек и пулеметов. Первый заход прошел удачно, но далее четверке Р-39 не удалось сдерживать японские истребители и несколько А6М спикировали сверху на штурмовики. Те немедленно сбросили подвесные баки и на полном газу стали набирать высоту. Японцы атаковали замыкающие самолеты строя. Вскоре к противнику подошли подкрепления. По оценкам американцев, они сражались против 15-16 вражеских истребителей. Противнику удалось разбить строй, и началась беспорядочная свалка. По рапорту подполковника Вагнера американцы сбили четыре самолета, японцы — три. Два американских пилота выпрыгнули с парашютами, один совершил вынужденную посадку на пляже. Все трое не пострадали и вернулись в свою часть. Но официальная сводка 5-го истребительного командования говорит только об одном А6М, уничтоженном майором Дж.Грином из 35-й эскадрильи и упавшем недалеко от Саламауа. Каких-либо сведений о результатах штурмовки Лаэ вообще найти не удалось.

На следующий день японцы нанесли ответный визит. Во время штурмовки семь А6М подверглись атаке пятерки "Кобр". Один японский самолет был сбит лейтенантом Д.Макги; сам он приземлился с семью пробоинами. Далее вылеты следовали один за другим. Летали штурмовать японские войска, возмещая нехватку артиллерии на поле боя, патрулировали окрестности города и порта, гонялись за японскими бомбардировщиками. Обычно поднимались в воздух небольшими группами в две-четыре машины. Японцы, в свою очередь, бомбили аэродром, а их истребители пробовали расстреливать самолеты на земле. Так, 15 мая 18 японских истребителей А6М2 атаковали над Порт-Морсби три группы патрулировавших над гаванью Р-39 и сбили несколько "Аэрокобр". Затем японцы направились к одному из аэродромов, обстреляли стоянки самолетов и ангары. Правда, противник тоже понес потери: два истребителя до базы не дотянули и разбились при вынужденных посадках. К 1 июня 1942 года 8-я группа потеряла 25 (по другим данным — 26) Р-39 и Р-400, сбитых японцами, еще три были сожжены на земле, а восемь — разбиты при вынужденных посадках. Американцы, правда, при этом претендовали на уничтожение 45 самолетов противника.

Недостаточный по тихоокеанским масштабам радиус действия "Аэрокобр" и их слабое навигационное оборудование препятствовали использованию их для эскортирования бомбардировщиков. Сделали несколько таких попыток, не увенчавшихся большим успехом. Единственным исключением стали полеты на сопровождение транспортных самолетов, сбрасывавших грузы войскам на передовой в районе Bay. Попытки применить "Кобры" как перехватчики на высоте более 7500 м часто заканчивались неудачами из-за проблем с замерзанием вооружения и неполадками кислородного оборудования. Р-39 и Р-400 в основном работали как фронтовые истребители и штурмовики. Вести воздушный бой с японскими истребителями "Кобре" было трудно. Японцы ставили во главу угла скорость и маневренность. Ради этого они ужимали вес истребителя до предела. На их самолетах не было брони, топливные баки не протектировались, запасы прочности значительно уступали американским нормам. Все это приводило к низкой боевой живучести, зато летали "японцы" прекрасно. К этому следует добавить отличную подготовку японских летчиков, многие из которых получили боевой опыт в Китае. В начальный период войны они наголову превосходили своих противников. Обычно японцы старались вовлечь американцев в ближний маневренный бой на горизонталях, в котором были большими мастерами. Легкие и юркие японские истребители без труда заходили в хвост более тяжелым американским машинам. Единственным надежным способом оторваться являлось крутое пикирование, на котором Р-39 быстро разгонялся; однако при выходе из него могли возникнуть проблемы из-за недостаточной жесткости хвостового оперения. Сравнивая "Аэрокобру" с другим распространенным в начале войны американским истребителем, Р-40Е "Киттихаук", летчики говорили о том, что Р-39 на малых высотах превосходит по скорости на 5-10% и имеет лучшую маневренность. При подъеме вверх данные уравнивались.

В целом американцы пришли к выводу, что самолет фирмы "Белл" мало пригоден для воздушного боя. В официальной истории ВВС армии США записано: ""Аэрокобра", даже в хорошем состоянии, не способна на равных бороться с японскими истребителями". Японский ас Сабуро Сакаи, воевавший на Новой Гвинее на А6М, в своих воспоминаниях объявил Р-39 весьма слабым противником. Так, 4 мая американцы потеряли шесть "Кобр", не сбив ни одного самолета врага. Свидетельством низкой эффективности "Аэрокобры" в воздушных боях на Новой Гвинее можно считать то, что наивысший достигнутый на этой машине результат — три (всего три!) победы. Этот "внушительный" счет числится за Томасом Линчем из 35-й истребительной эскадрильи. Правда, еще на три сбитых на Р-39 японских самолета претендовал и упоминавшийся ранее Б.Вагнер, но его победы не были официально подтверждены. Отсюда следовали два возможных пути: дорабатывать машину для повышения летных данных или найти ей другие сферы применения. Американцы пошли по обоим. Чтобы уменьшить полетный вес, стали отправлять "Аэрокобры" на задания с неполным боезапасом. Для каждого из пулеметов в крыле оставляли по 500 патронов (вдвое меньше нормы), а для 20-мм пушки — 45 снарядов вместо 60. Демонтировали пулеметы из крыла, снимали часть брони и оборудования. Предельно таким способом можно было сэкономить до 450 кг. Маневренность и скороподъемность, особенно на малых высотах, значительно улучшались.

В Австралии в мастерских проводили и более радикальное облегчение. Материалы о нем в 1943 году привезли в Советский Союз специалисты фирмы "Белл". Самолет лишался пулеметов в крыле, всего радио- и почти всего электрооборудования, оборудования для ночных и слепых полетов, части брони. Горючего наливали примерно половину от нормы. В результате полетный вес уменьшался на 545 кг, но истребитель годился "только для полета вблизи аэродрома". Собственно, для прикрытия последнего этот вариант и предназначался. Эффективность "Кобры" в воздушном бою поднимали и изменением тактики. После прибытия на Новую Гвинею двухмоторных истребителей Р-38 "Лайтнинг", на двигателях которых стояли турбонагнетатели, стали выпускать на патрулирование смешанные группы. "Лайтнинги" шли в верхнем эшелоне и сгоняли японцев вниз, где на них набрасывались более маневренные Р-39 и Р-400. Такой прием отчасти компенсировал худшую скороподъемность "Аэрокобр".

Для борьбы с японскими самолетами огневая мощь "Аэрокобры" была, пожалуй, избыточной. Разрывной снаряд 37-мм пушки разносил истребитель в куски, а бомбардировщик мог переломить пополам. Известен случай, когда одним выстрелом начисто снесло хвостовое оперение двухмоторного бомбардировщика. Но редко удавалось сделать больше двух-трех выстрелов, прежде чем орудие давало осечку. Кроме того, надо было еще и попасть. 37-мм пушка М4 имела малую скорострельность; за время от выстрела до выстрела противник мог уйти из прицела. Сравнительно небольшая выходная скорость снаряда приводила к значительному отклонению траектории полета от прямой линии. Сказывалась и недостаточная тренировка летчиков в воздушной стрельбе. До прибытия на фронт многие из них сделали из пушки всего по два-три выстрела для ознакомления.
20-мм пушка М1 была надежнее и в целом эффективнее, но наилучшим оружием для воздушного боя американские пилоты считали 12,7-мм пулеметы: боезапас больше, скорострельность - выше, в боекомплекте есть и бронебойные, и зажигательные, и разрывные пули, а по поражающему действию последняя мало отличалась от 20-мм снаряда. Во всяком случае, для довольно легкой конструкции японских самолетов таких пуль оказывалось вполне достаточно. Использование Р-39 и Р-400 для борьбы с самолетами противника в ВВС армии США можно считать вынужденным шагом, предопределенным нехваткой истребителей в начальный период войны. Основной сферой применения "Аэрокобр" стали удары по наземным целям. Они обстреливали их из пушек и пулеметов и сбрасывали бомбы. Обычно использовали боеприпасы весом в 250 фунтов (113 кг) и 500 фунтов (227 кг), фугасные или осколочные. Последние иногда снабжали специальными длинными штырями с "пяткой", обеспечивавшими срабатывание взрывателя над землей. Без них бомба до взрыва успевала уйти в мягкий грунт джунглей и осколки фонтаном уходили вверх, а не разлетались в стороны.

Поскольку для бомбометания с горизонтального полета на самолете никаких прицельных приспособлений не было, предпочитали сброс с пологого пикирования, из которого выходили примерно на 600 м. Это обеспечивало неплохую точность. Увеличивать угол пикирования более 60° не рекомендовалось - бомба могла столкнуться с лопастями винта. Разбег истребителя с подвешенной бомбой увеличивался на 150-200 м в зависимости от состояния аэродрома. В полете запрещались любые резкие эволюции - развороты с большим креном, все фигуры высшего пилотажа.На нескольких самолетах смонтировали дополнительные держатели под крылом, рассчитанные на бомбы в 45 кг, 113 кг или 136 кг. Чтобы привести в норму взлетный вес, все четыре пулемета из крыла при этом убирали. Подфюзеляжный держатель использовался для подвески дополнительного бензобака. Это позволяло нести бомбы, не жертвуя радиусом действия. Кроме того, сброс из-под крыла возможен был и при практически отвесном пикировании. То, что калибр боеприпасов был небольшим, не являлся препятствием. У японцев редко встречались цели, достойные больших бомб. Редкостью были каменные здания, металлические мосты, основательные укрепления. Танки и бронемашины почти не попадались, по местным дорогам с трудом проходил грузовик. Не применялась тяжелая артиллерия — ее не могли протащить по джунглям. На этом театре боевых действий нормой считались сооружения из дерева и тростника, пехота передвигалась по тропинкам, перенося на себе или перевозя на мулах разобранные минометы и станковые пулеметы. Посему в ходу были в основном мелкие фугасные, осколочные и зажигательные бомбы. Единственным недостатком подвески под крылом являлось отрицательное воздействие на работу элеронов — бомбы создавали вихри, вызывавшие на некоторых режимах полета тряску.

Специфика поражаемых целей вызвала к жизни специфическое оружие. Подвесной бак наполняли пополам бензином и отработанным моторным маслом, а снизу привязывали две-три мелкие зажигательные бомбы. Такая штуковина прекрасно подходила для уничтожения деревянных мостов и бараков, крытых сухими пальмовыми листьями. Обычно контрольная фотосъемка на следующий день показывала, что все сгорело дотла.Пушка и пулеметы "Аэрокобры" эффективно выбивали пехоту, артиллерию, обозы японцев. Бывали случаи успешных атак на небольшие суда. В 1943 году на нескольких самолетах установили в крыле крупнокалиберные пулеметы вместо обычных. Машина стала тяжелее, но огневая мощь существенно возросла. Дальность полета пытались увеличить применением нестандартных подвесных баков. В том же 1943 году на P-39D испытывали бак емкостью 757 литров — более чем вдвое больше обычного боевого. В приведенной выше цитате не случайно была оговорка "даже в хорошем состоянии". Поддержание боеспособности "Аэрокобр" оказалось нелегкой задачей. Запасных частей не хватало. Зачастую летали с до предела изношенными двигателями, постоянно дающими сбои. На Седьмой Миле у одного из истребителей мотор заглох сразу после взлета; машина упала в джунгли и взорвалась. Особенности климата вели к быстрому развитию коррозии, особенно в период дождей.

Проблему с запасными частями часто решали методом, называемым на Западе "каннибализацией". Одни самолеты потрошили, чтобы раздобыть детали и узлы для других. Обычно выбирали поврежденные или изношенные машины, но иногда разборке подвергали и новые истребители. При этом подчас перемешивались части самолетов разных модификаций. У "Аэрокобры" хорошо был продуман вопрос о взаимозаменяемости. Части от более поздних модификаций можно было приспосабливать к более ранним, меняя регулировку и устанавливая балласт для сохранения центровки. В 68-й эскадрилье имелся Р-400, имевший крылья от двух разных вариантов Р-39 (от одного - левое, от другого - правое) и мотор V-1710-63 от P-39D-2. В строевых частях отмечали как высокую боевую живучесть истребителя, гак и его хорошую ремонтопригодность, обусловленную высокой степенью взаимозаменяемости частей. На Новой Гвинее на "Аэрокобрах" воевали 8-я, 35-я и 58-я истребительные группы. Личный состав 8-й группы в феврале 1943 года столь сильно пострадал от вспышки тропической малярии, что группу пришлось вывести в тыл, в Австралию. На фронте она опять появилась в апреле того же года. В 1943 году парк самолетов всех трех групп пополнили истребителями новых модификаций. В июле того года на острове еще эксплуатировалось около сотни "Аэрокобр". Р-400 и Р-39 использовались в боевых действиях на Новой Гвинее до июня 1944 года. 67-я эскадрилья на острове Новая Каледония не воевала — японцы туда не добрались. Зато после высадки американцев на острове Гуадалканал в начале августа 1942 года там был срочно построен аэродром Гендерсонфилд. Среди самолетов, переброшенных туда, были "Аэрокобры" 67-й истребительной эскадрильи, входившей в состав 347-й группы. 22 августа на аэродроме совершили посадку пять Р-400, которые привел капитан Дейл Брэннон. Уже на следующий день Брэннон одержал первую победу, сбив истребитель А6М.

27 августа они получили подкрепление — еще девять "четырехсотых", их общее число теперь достигло 14. Спустя два дня японские самолеты (в основном из числа временно базировавшихся на наземный аэродром машин из авиагруппы авианосца "Секаку") попытались атаковать Гендерсонфилд. На перехват поднялись десять истребителей "Уайлдкэт" авиации морской пехоты и армейские Р-400. Но последние так и не смогли подняться на нужную высоту; в результате "котам" пришлось сражаться с заметно превосходящими силами противника. Позже столкнулись с еще одним препятствием — на острове не было зарядной станции, способной заправлять кислородом баллоны "Аэрокобр". 29 августа 18 истребителей А6МЗ, поднявшихся с авианосца "Секаку", напали на четыре Р-400, которые прикрывали севший на мель транспорт "Бэрроуз". С аэродрома Гендерсон им на помощь вылетели восемь "Уайлдкэтов" и семь "Аэрокобр". В результате воздушных боев японцы лишились семи истребителей, американцы — четырех. Но все четыре оказались "Кобрами", а едва ли не все победы записали на свой счет пилоты морской пехоты. Как и на Новой Гвинее, боевой опыт привел к выводу, что "Аэрокобры" недостаточно эффективны в воздушных боях, зато их мощное пушечно-пулеметное вооружение в сочетании с возможностью подвески бомб делает их весьма грозными штурмовиками при атаке как наземных, так и морских целей.

Самолеты выходили из строя по разным причинам. 11 сентября и результате авианалета одна "Кобра" была уничтожена на земле, три пилота (включая капитана Брэннона) — ранены и эвакуированы с острова. К середине сентября на Гуадалканале осталось всего три боеспособных Р-400. Но уже 7 октября на остров дополнительно прибыли II P-39D из состава 339-й истребительной эскадрильи. Два дня спустя американцы объявили об уничтожении двух вражеских гидросамолетов-разведчиков, а японцы претендовали на две сбитых "Аэрокобры". Вечером 13 октября японцы начали обстрел аэродрома Гендерсон-филд из гаубиц, а вслед за этим вскоре после полуночи на него обрушились снаряды главного калибра с линкоров "Конго" и "Харуна". Американская авиация понесла тяжелые потери, часть машин была уничтожена, многие получили повреждения. К утру из "Аэрокобр" боеспособными оставались шесть: два Р-39 и четыре Р-400. После очередного обстрела в ночь с 14 на 15 октября положение американцев стало совсем тяжелым — в строю оставалось мало самолетов, погибло много запасов (особенно плохо обстояло дело с топливом), но когда утром 15 октября у мыса Тассафаронг были обнаружены японские транспорты, в воздух пришлось поднимать буквально все. Хотя на перепаханном воронками летном поле некоторые самолеты потерпели аварии, смогли взлететь четыре "Аэрокобры" с бомбами. Вместе с бомбардировщиками они атаковали вражеские корабли под прикрытием нескольких "Уайлдкэтов". Три транспорта удалось потопить, но в числе шести потерянных американцами машин оказались два Р-39.

В качестве бомбардировщиков "Кобры" успешно выступили 25 октября. Им удалось достичь прямого попадания в крейсер "Юра"; эсминец "Акидзуки" получил повреждения от близких разрывов. 7 ноября попытка прорваться к японским кораблям закончилась неудачно. Р-39 были атакованы поплавковыми истребителями противника. Американцам пришлось побросать бомбы в море и вступить в бой. Имея преимущество в скорости и маневренности над гидросамолетами, они сбили (или якобы сбили) четыре вражеских машины: два истребителя A6M2-N и два разведчика F1М. А 15 ноября у мыса Тассафаронг пилот "Аэрокобры" попал 227-кг бомбой в японский транспорт. Хотя бои за остров продолжались, основными врагами "Кобр" оказались тяжелейшие условия эксплуатации — к 12 ноября на боеспособность сохранили только два истребителя. Однако вскоре доставили подкрепления. 6 декабря Р-39, взлетевшие с Гендерсонфилд, впервые атаковали важнейший японский аэродром Мунда. Затем налеты на этот объект неоднократно повторялись, причем "Аэрокобры" действовали не только в качестве штурмовиков, но и наряду с "Уайлдкэтами" и Р-38 привлекались для прикрытия бомбардировщиков.

"Аэрокобры" базировались на Гуадалканале довольно долго. В частности, они участвовали в отражении крупного налета японской авиации на суда у берегов острова 16 июня 1943 года. Более дневных операций вражеских бомбардировщиков в этом районе не было. А вот ночью японцы летать пытались. Р-39, окрашенные со всех сторон в черный цвет, попробовали применять как ночные истребители. Никакого специального оборудования для поиска противника в темноте на них не имелось, поэтому и эффективность борьбы с японскими ночными бомбардировщиками у них была минимальна. Всего в боях на Гуадалканале потеряли 19 "Аэрокобр", 13 из которых сбили японцы. Некоторые авторы утверждают, что именно на Гуадалканале был установлен "всеамериканский" рекорд по числу побед на Р-39 — пять самолетов. Его приписывают лейтенанту У.Филлеру из 68-й истребительной эскадрильи. В меньших масштабах на Тихоокеанском театре боевых действий "Аэрокобры" также применялись в боях за острова Гильберта. Они также базировались на островах Фиджи и Тонгатабу, но с противником там не встречались. В апреле 1944 года на Гавайских островах сформировали новую 21-ю истребительную группу. Она недолго летала на Р-39, потом получила "Лайтнинги", а на фронт попала только в 1945 году на "Мустангах". В целом Тихоокеанский театр военных действий стал основным для американских "Аэрокобр". В частности, такой вывод можно сделать из того факта, что там они израсходовали вшестеро больше боеприпасов, чем на всех остальных вместе взятых.



 
Актуальные темы

War Thunder


Военная авиация
Самолеты
второй мировой войны
Самолеты СССР Королевские ВВС Самолеты США Самолеты Франции
Немецкие самолеты Самолеты Японии Самолеты Италии  
ВВСБлог ВВС

Военная игра следующего поколения
Игра War Thunder
Авиация и бронетехника
Второй Мировой войны

Вы узнаёте эти самолеты?

Временный запрет на полеты F-35B
Полеты истребителей F-35B приостановлены По сообщению Defense News, с 18 января 2013 года приостановлены полеты малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin...
Бомбардировщик Армстронг Уитворт A.W.38 Уитли
Двухмоторный бомбардировщик Armstrong Whitworth A.W.38 Whitley Когда в сентябре 1939 года Великобритания вступила во 2-ю мировую войну, королевские ВВС располагали весьма...
Разные разности

Новости

Новости партнеров
Рейтинг@Mail.ru