Автожир Ка-1 "Каяба"
Первый японский летательный аппарат вертикального взлета и посадки - автожир Ка-1 Каяба, разработанный Коку Хомбу. Было построено 240 единиц, которые вошли в историю как одни их первых боевых винтокрылов. Испытания состоялись в 1941 году, после завершения которых Ка-1 был принят на вооружение японской военной авиации. Автожир начал поступать в артиллерийские части армии Японии. Активно применялся во время боевых действий.

Японский разведывательный автожир Kayaba Ka-1

японский автожир В конце 1930-х годов японские военные, ориентировавшиеся на передовые разработки в мировом авиастроении, обратили внимание на появившиеся совсем недавно винтокрылые летательные аппараты - автожиры. Способность этих машин взлетать практически вертикально и буквально зависать в воздухе над одним местом позволяла рассчитывать на очень высокую эффективность их применения в качестве корректировщиков артиллерийского огня. В Японии готовых образцов подобной техники не было. В 1939 году в США японцам через подставных лиц удалось приобрести один экземпляр автожира Келлет KD-1A. Разработанная в 1934 году машина была по своей внешней компоновке аналогична британскому аппарату Сиерва С-30 и имела две открытые кабины с тандемным размещением двоих членов экипажа.

Трехопорное шасси с хвостовым колесам было выполнено стационарным по своей конструкции напоминая фюзеляж самолета. Он представлял собой ферму, сваренную из металлических труб и обшитую полотном.

В отличие от самолетов хвостовые шайбы располагались под горизонтальным стабилизаторам - для устранения опасности повреждения несущим винтам.8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Аргун: AS-1 с мощностью 240 л.с. приводил во вращение тянущий двухлоуиюпный воздушный винт, который и обеспечивая горизонтальное перемещение автожира.

автожир второй мировой

Японский автожир Kayaba Ka-1 вид сверху

Продемонстрированные в ходе начавшихся вскоре после доставки KD-1 в Японию летных испытаний характеристики оправдали надежды военных, но во время одного из полетов на небольшой скорости автожир потерпел аварию и получил очень серьезные повреждения. Машина не подлежала восстановлению, поэтому военные передали ее обломки небольшой фирме "Каяба Сейсакусо КК", занимавшейся работами в области автожиров. и потребовали создать аналогичный аппарат.

автожир японии

Японский автожир Kayaba Ka-1 вид сбоку

Специалисты "Колбы" спроектировали двухместный разведывательный автожир, внешне похожий на KD-1A, но доработанный в соответствии с японскими стандартами военной авиации и особенностями авиапроизводства. Автожир, получивший обозначение Ка-1, был выпущен заводом в городе Сендай и совершил первый полет 26 мая 1941 года. Оснащенная 240-сильным двигателем Аргус AS 10с воздушного охлаждения машина продемонстрировала неплохие характеристики. Так, Ка-1 был способен взлететь с площадки длиной всего в 30 м, а с двигателем, работавшим на полную мощность при угле атаки 15 градусов он мог не только зависать над одним местом, но и одновременно делать разворот на 360 градусов. Кроме того, автожир оказался очень легким в обслуживании.

военный автожир

Японский автожир Kayaba Ka-1 вид спереди

Неудивительно, что после завершения испытаний Ка-1 был принят на вооружение японской военной авиации второй мировой войны и вскоре начал поступать в артиллерийские части армии Японии. Машины этого типа активно использовались в ходе боевых действий, а всего их было построено 240 единиц, и вошли в историю как одни их первых боевых винтокрылов. После того как у японской сухопутной армии появился собственный переделанный из сухогруза эскортный авианосец "Акицу Мару", несколько Ка-1, поступивших на его вооружение, были переделаны из наблюдательных автожиров в противолодочные. Так как полезная нагрузка Ка-1 в двухместном варианте была небольшой, экипаж авианосных Ка-1 был сокращен до одного человека, что позволило брать на борт две 60-кг глубинные бомбы. В новом качестве Ка-1 осуществляли патрулирование территориальных вод Японии.

По крайней мере один автожир, обозначенный как Ка-1 КА1. испытывался с ракетными ускорителями, установленными на концах лопастей несущего винта. Предполагалось, что таким образом удастся увеличить взлетный вес машины. Еще один автожир был оснащен 240-сильным двигателем Якобе L-4MA7. Он получил индекс Ка-2.

Модель
Ка-1
Экипаж, человек
2
Длина, м
9,20
Диаметр винта, м
12,20
Максимальная скорость, км/ч
165
Потолок, м
3500
Дальность полета, км
нет данных
Время подьема на высоту 1000 м, мин
3,3
Двигатели
1
Мощность л.с
240
Вес, максимальный, кг
1170
Вес, бомб, кг
120
Вооружение, пулеметы, мм
нет
Вооружение, пушки, мм
нет

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • В.Р.Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны.
  • R.Bueschel. Japanese Army aircraft (Air Pictorial 1956-07.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме