Японский разведывательный автожир Kayaba Ka-1
В конце 1930-х годов японские военные, ориентировавшиеся на передовые разработки в мировом авиастроении, обратили внимание на появившиеся совсем недавно винтокрылые летательные аппараты - автожиры. Способность этих машин взлетать практически вертикально и буквально зависать в воздухе над одним местом позволяла рассчитывать на очень высокую эффективность их применения в качестве корректировщиков артиллерийского огня. В Японии готовых образцов подобной техники не было. В 1939 году в США японцам через подставных лиц удалось приобрести один экземпляр автожира Келлет KD-1A. Разработанная в 1934 году машина была по своей внешней компоновке аналогична британскому аппарату Сиерва С-30 и имела две открытые кабины с тандемным размещением двоих членов экипажа.
Трехопорное шасси с хвостовым колесам было выполнено стационарным по своей конструкции напоминая фюзеляж самолета. Он представлял собой ферму, сваренную из металлических труб и обшитую полотном.
В отличие от самолетов хвостовые шайбы располагались под горизонтальным стабилизаторам - для устранения опасности повреждения несущим винтам.8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Аргун: AS-1 с мощностью 240 л.с. приводил во вращение тянущий двухлоуиюпный воздушный винт, который и обеспечивая горизонтальное перемещение автожира.
Японский автожир Kayaba Ka-1 вид сверху
Продемонстрированные в ходе начавшихся вскоре после доставки KD-1 в Японию летных испытаний характеристики оправдали надежды военных, но во время одного из полетов на небольшой скорости автожир потерпел аварию и получил очень серьезные повреждения. Машина не подлежала восстановлению, поэтому военные передали ее обломки небольшой фирме "Каяба Сейсакусо КК", занимавшейся работами в области автожиров. и потребовали создать аналогичный аппарат.
Японский автожир Kayaba Ka-1 вид сбоку
Специалисты "Колбы" спроектировали двухместный разведывательный автожир, внешне похожий на KD-1A, но доработанный в соответствии с японскими стандартами военной авиации и особенностями авиапроизводства. Автожир, получивший обозначение Ка-1, был выпущен заводом в городе Сендай и совершил первый полет 26 мая 1941 года. Оснащенная 240-сильным двигателем Аргус AS 10с воздушного охлаждения машина продемонстрировала неплохие характеристики. Так, Ка-1 был способен взлететь с площадки длиной всего в 30 м, а с двигателем, работавшим на полную мощность при угле атаки 15 градусов он мог не только зависать над одним местом, но и одновременно делать разворот на 360 градусов. Кроме того, автожир оказался очень легким в обслуживании.
Японский автожир Kayaba Ka-1 вид спереди
Неудивительно, что после завершения испытаний Ка-1 был принят на вооружение японской военной авиации второй мировой войны и вскоре начал поступать в артиллерийские части армии Японии. Машины этого типа активно использовались в ходе боевых действий, а всего их было построено 240 единиц, и вошли в историю как одни их первых боевых винтокрылов. После того как у японской сухопутной армии появился собственный переделанный из сухогруза эскортный авианосец "Акицу Мару", несколько Ка-1, поступивших на его вооружение, были переделаны из наблюдательных автожиров в противолодочные. Так как полезная нагрузка Ка-1 в двухместном варианте была небольшой, экипаж авианосных Ка-1 был сокращен до одного человека, что позволило брать на борт две 60-кг глубинные бомбы. В новом качестве Ка-1 осуществляли патрулирование территориальных вод Японии.
По крайней мере один автожир, обозначенный как Ка-1 КА1. испытывался с ракетными ускорителями, установленными на концах лопастей несущего винта. Предполагалось, что таким образом удастся увеличить взлетный вес машины. Еще один автожир был оснащен 240-сильным двигателем Якобе L-4MA7. Он получил индекс Ка-2.
Модель
|
Ка-1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, м
|
9,20
|
Диаметр винта, м
|
12,20
|
Максимальная скорость, км/ч
|
165
|
Потолок, м
|
3500
|
Дальность полета, км
|
нет данных
|
Время подьема на высоту 1000 м, мин
|
3,3
|
Двигатели
|
1
|
Мощность л.с
|
240
|
Вес, максимальный, кг
|
1170
|
Вес, бомб, кг
|
120
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- В.Р.Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны.
- R.Bueschel. Japanese Army aircraft (Air Pictorial 1956-07.