Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M
|
Японский учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M
В 1928 году Японская фирма Mitsubishi приступила в порядке личной инициативы к разработке одномоторного тренировочного самолета, способного помимо летчика-инструктора принять на борт и до трех-четырех пилотов-учеников. Самолет проектировался английским инженером Гербертом Смитом - бывшим сотрудником "Сопвич авиэйшн". В декабре 1928 года Смит представил на рассмотрение проект самолета конструкции из дерева, получивший фирменное обозначение М-13. Но до постройки прототипа не дошло, так как фирме не удалось заручиться поддержкой Японского Императорского флота.
Проект получил второе рождение в 1929 года, когда Японский Императорский флот заказал два опытных самолета уже по другому проекту Ка-2, представленному сотрудником фирмы Mitsubishi Енгом Хаттори. Hовый самолет представлял собой парасоль с фюзеляжем сварной конструкции и тканевой обшивкой. Двигатель - лицензионный вариант 8-цилиндрового "Испано-Сюиза" жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с., выпускавшийся на фирме Mitsubishi. Самолет получил фирменное обозначение 4MS1, а в Японском военном флоте назывался K3M1.
Учебно-тренировочный самолет Японской Императорской армии Mitsubishi K3M
Первый опытный самолет был готов в мае 1930 года и вскоре был облетан пилотом Hакава. В воздухе самолет оказался неустойчивым. Второй опытный самолет полностью повторял конструкцию первого, но третий и четвертый имели большую V-образность крыла, что улучшило устойчивость в полете. Однако самолет все еще страдал от "детских болезней" - двигатель сильно вибрировал, перегревался, поэтому прежде чем принять самолет, флот потребовал поставить на него мотор воздушного охлаждения Hitachi "Амаказе"-11 мощностью 340 л.с.
После этого самолет был запущен в серию под обозначением K3M2 "Учебный самолет морской тип 90 модель 1 ". Самолет кроме Mitsubishi выпускала "Айчи токей денки К.К.". K3M2 вооружался 7,7- мм пулеметом на открытой турели. Пилот также располагался в открытой кабине над крылом, а два курсанта в закрытой кабине под крылом. Самолет имел интересную особенность - специальный противокапотажный "кабан", являющийся как бы продолжением подкосов стоек шасси. Под крылом можно было подвесить дополнительные баки с горючим.
Учебный самолет морской тип 90 модель 1
В 1933 году Японская Императорская армия также проявила живой интерес к самолету. Специально для нее самолет был перепроектирован Масакиси Мизумо. Самолет стал "конструкцией 7" - Кi-7. Первый опытный самолет для армии был готов в декабре 1933 года. Он получил 475 - сильный двигатель Мицубиси "тип 4" воздушного охлаждения. Кi-7 отличался от своего флотского собрата усиленной моторамой и носовой частью фюзеляжа. Правда, первый опытный самолет был разбит в самом начале испытаний. Второй опытный Кi-7 был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки" мощностью 450 л.с. Hо после потери интереса армии к самолету он был переделан в пассажирский для "Токио коку К.К.". Самолет получил обозначение "гражданский транспортный самолет MS-1" и регистрацию J-BABQ. Его переоснастили на двигатель "Бристоль-Юпитер"-У1 мощностью 420 л.с., а шасси было сменным - поплавки или колеса.
Mitsubishi K3M
В 1939 году производство флотского варианта самолета было переведено на "Ватанабе теккосо", которая выпускала улучшенный вариант "Учебный самолет морской тип 90 модель 2" (K3M3). Самолет был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки"-2 КАИ-2 мощностью 580 л.с., а киль был увеличенной площади по образцу гражданского варианта. Всего было построено 624 K3M, включая 247 K3M2, выпущенных на Аichi и 301 K3MЗ, выпущенных на Ватанабе. Обе модели самолета K3M2 и K3MЗ интенсивно использовались во время войны для подготовки пилотов, а небольшое количество самолетов было переделано в транспортные К3М3- L. При этом самолет мог перевозить от четырех до пятерых гражданских пассажиров.
Модель
|
K3M3
|
Экипаж, человек
|
2-4
|
Размах крыла, м
|
15,78
|
Длина, м
|
9,54
|
Высота, м
|
3,82
|
Площадь крыла, м2
|
34,50
|
Силовая установка
|
Nakajima Kotobuki 2
|
Мощность, л.с
|
580
|
Масса пустого, кг
|
1360
|
Нормальная взлетная, кг
|
2200
|
Максимальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Макс. скорость, км/час
|
230
|
Крейсерская скорость , км/час
|
186
|
Скороподъёмность, м/мин
|
526
|
Практический потолок, м
|
6390
|
Практическая дальность, км
|
790
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7 Тип 92
|
Вооружение, бомбы, кг
|
4х30
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J.Francillion "Japanese Aircraft of the Pacific War".