Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M
Первый полет опытного образца пяттиместного учебно-тренировочного самолета для подготовки экипажей Мицубиси 4MS1, спроектированного Гербертом Смитом, работавшим в Японии, конструктором фирмы Сопвич, состоялся в мае 1930 года. Производство этих самолетов продолжалось до 1941 года.

Японский учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M

тренировочный самолетВ 1928 году Японская фирма Mitsubishi приступила в порядке личной инициативы к разработке одномоторного тренировочного самолета, способного помимо летчика-инструктора принять на борт и до трех-четырех пилотов-учеников. Самолет проектировался английским инженером Гербертом Смитом - бывшим сотрудником "Сопвич авиэйшн". В декабре 1928 года Смит представил на рассмотрение проект самолета конструкции из дерева, получивший фирменное обозначение М-13. Но до постройки прототипа не дошло, так как фирме не удалось заручиться поддержкой Японского Императорского флота.

Проект получил второе рождение в 1929 года, когда Японский Императорский флот заказал два опытных самолета уже по другому проекту Ка-2, представленному сотрудником фирмы Mitsubishi Енгом Хаттори. Hовый самолет представлял собой парасоль с фюзеляжем сварной конструкции и тканевой обшивкой. Двигатель - лицензионный вариант 8-цилиндрового "Испано-Сюиза" жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с., выпускавшийся на фирме Mitsubishi. Самолет получил фирменное обозначение 4MS1, а в Японском военном флоте назывался K3M1.

вид сбоку на самолет

Учебно-тренировочный самолет Японской Императорской армии Mitsubishi K3M

Первый опытный самолет был готов в мае 1930 года и вскоре был облетан пилотом Hакава. В воздухе самолет оказался неустойчивым. Второй опытный самолет полностью повторял конструкцию первого, но третий и четвертый имели большую V-образность крыла, что улучшило устойчивость в полете. Однако самолет все еще страдал от "детских болезней" - двигатель сильно вибрировал, перегревался, поэтому прежде чем принять самолет, флот потребовал поставить на него мотор воздушного охлаждения Hitachi "Амаказе"-11 мощностью 340 л.с.

После этого самолет был запущен в серию под обозначением K3M2 "Учебный самолет морской тип 90 модель 1 ". Самолет кроме Mitsubishi выпускала "Айчи токей денки К.К.". K3M2 вооружался 7,7- мм пулеметом на открытой турели. Пилот также располагался в открытой кабине над крылом, а два курсанта в закрытой кабине под крылом. Самолет имел интересную особенность - специальный противокапотажный "кабан", являющийся как бы продолжением подкосов стоек шасси. Под крылом можно было подвесить дополнительные баки с горючим.

вид сверху на самолет

Учебный самолет морской тип 90 модель 1

В 1933 году Японская Императорская армия также проявила живой интерес к самолету. Специально для нее самолет был перепроектирован Масакиси Мизумо. Самолет стал "конструкцией 7" - Кi-7. Первый опытный самолет для армии был готов в декабре 1933 года. Он получил 475 - сильный двигатель Мицубиси "тип 4" воздушного охлаждения. Кi-7 отличался от своего флотского собрата усиленной моторамой и носовой частью фюзеляжа. Правда, первый опытный самолет был разбит в самом начале испытаний. Второй опытный Кi-7 был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки" мощностью 450 л.с. Hо после потери интереса армии к самолету он был переделан в пассажирский для "Токио коку К.К.". Самолет получил обозначение "гражданский транспортный самолет MS-1" и регистрацию J-BABQ. Его переоснастили на двигатель "Бристоль-Юпитер"-У1 мощностью 420 л.с., а шасси было сменным - поплавки или колеса.

вид спереди на самолет

Mitsubishi K3M

В 1939 году производство флотского варианта самолета было переведено на "Ватанабе теккосо", которая выпускала улучшенный вариант "Учебный самолет морской тип 90 модель 2" (K3M3). Самолет был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки"-2 КАИ-2 мощностью 580 л.с., а киль был увеличенной площади по образцу гражданского варианта. Всего было построено 624 K3M, включая 247 K3M2, выпущенных на Аichi и 301 K3MЗ, выпущенных на Ватанабе. Обе модели самолета K3M2 и K3MЗ интенсивно использовались во время войны для подготовки пилотов, а небольшое количество самолетов было переделано в транспортные К3М3- L. При этом самолет мог перевозить от четырех до пятерых гражданских пассажиров.

Модель
K3M3
Экипаж, человек
2-4
Размах крыла, м
15,78
Длина, м
9,54
Высота, м
3,82
Площадь крыла, м2
34,50
Силовая установка
Nakajima Kotobuki 2
Мощность, л.с
580
Масса пустого, кг
1360
Нормальная взлетная, кг
2200
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
230
Крейсерская скорость , км/час
186
Скороподъёмность, м/мин
526
Практический потолок, м
6390
Практическая дальность, км
790
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7 Тип 92
Вооружение, бомбы, кг
4х30

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J.Francillion "Japanese Aircraft of the Pacific War".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Поплавковый гидросамолет Curtiss SC Seahawk
Разведывательный гидросамолёт Curtiss SC Seahawk Создание самолета SC "Сихок" началось в июне 1942 года, когда ВМС США запросили у фирмы предложения...
Первые МиГ-29 по второму контракту переданы Индии
Первые четыре палубных истребителя МиГ-29К/КУБ в рамках второго контракта на поставку передала Индии Корпорация "МиГ" в декабре 2012 года -...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме