Транспортный самолет армейский тип 97 (Nakajima Ki-34)
|
Nakajima Ki-34/L1N, он же - транспортный самолет морской Nakajima Ki-34 АТ-2 (L1N1)
Вскоре после приобретения фирмой "Накадзима" лицензии на производство пассажирского самолета Дуглас DC-2 руководством компании было принято решение разработать собственную небольшую двухмоторную машину для обслуживания местных авиалиний. При этом за образец была взята конструкция удачного американского авиалайнера. Проект получил обозначение АТ-1, а работы над ним возглавил инженер Акегава. Стремясь создать самолет, соответствующий самому высокому уровню, однако не имея опыта в разработке машин такого класса, японцы использовали большое число удачных технических решений, апробированных на различных зарубежных образцах. Кроме Дуглас DC-2, это были такие гражданские самолеты, как Нортроп 5А и Кларк GA-43.
В процессе создания нового японского самолета его проект претерпел значительные изменения и в результате получил новое обозначение - АТ-2. 12 сентября 1936 года первый прототип поднялся в воздух с аэродрома Одзима. Он представлял собой двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, а в качестве силовой установки на АТ-2 использовались два звездообразных двигателя воздушного охлаждения Накадзима Котобуки 2-1 мощностью но 580 л.c., которые вращали двухлопастные воздушные винты изменяемого шага. Экипаж состоял из трех человек, в достаточно просторном салоне вполне комфортно могли разместиться восемь пассажиров.
Японский транспортный самолет второй мировой войны в полете
Летные испытания АТ-2 прошли успешно, причем к ним были привлечены не только летчики-испытатели "Накадзимы" но и военные летчики, а также пилоты ряда гражданских авиакомпаний. Самолет произвел самое благоприятное впечатление и продемонстрировал хорошую управляемость и высокие летные характеристики. Не обошлось и без проблем, в частности с системами охлаждения двигателей и уборки шасси, но их удалось устранить на этапе развертывания серийного производства. Наряду с этим было решено устанавливать на серийные машины двигатели Котобуки 41 мощностью 710 л.c.
Nakajima Ki-34 японский армейский транспортный самолет и транспортный самолет Императорского флота Японии вид сбоку
В 1937 году "Накадзима" получила заказ на 32 самолета АТ-2 от компаний "Авиалинии Великой Японии" и "Маньчжурские авиалинии". В том же году АТ-2 был принят на вооружение армии Японии под обозначением "Армейский транспортный самолет Тип 97" Ki-34. На военном варианте, как и на последних серийных гражданских авиалайнерах, устанавливались двигатели Накадзима Ha-Ib (710 л.с.) под капотами новой формы. До 1940 года в подразделения армейской транспортной авиации было передано 19 машин Ki-34 производства фирмы "Накадзима" и 299 машин, построенных на заводе фирмы "Тачикава", которую подключили к выпуску Ki-34, поскольку компания-разработчик была перегружена изготовлением боевых самолетов.
Nakajima Ki-34 транспортный самолет второй мировой войны двойного подчинения вид спереди
В 1938 году несколько десятков экземпляров самолета Ki-34 заказало командование военно-морского флота Японии. В морской авиации они получили обозначение "Транспортный самолет флота Тип 97"
Nakajima Ki-34 "Транспортный самолет флота Тип 97" он же "Армейский транспортный самолет Тип 97" вид сверху
Ki-34 (L1N1). Экипаж самолета L1N1, как и Ki-34, состоял из трех человек; пилота, второго пилота и радиооператора. В транспортном салоне могли разместиться 11 пассажиров или 8 парашютистов с полным снаряжением.Японские транспортные самолеты Второй мировой войны Ki-34 и L1N1 широко использовались на всех участках огромного Тихоокеанского театра боевых действий с первого до последнего дня войны. У союзников эти машины получили кодовое "Тора".
Модель
|
Nakajima Ki-34
|
Экипаж, человек
|
3
|
Пассажировместимость, чел
|
8
|
Размах крыла, м
|
19,92
|
Длина, м
|
15,3
|
Высота, м
|
4,15
|
Площадь крыла, м2
|
49,2
|
Силовая установка
|
2-х радиальный Nakajima Kotobuki 41
|
Мощность, л.с, кВт
|
2х710 (2х529)
|
Масса пустого, кг
|
3500
|
Нормальная взлетная, кг
|
5250
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
106,7
|
Макс. скорость, км/час
|
360
|
Крейсерская скорость , км/час
|
310
|
Скороподъёмность, м/сек
|
7,58
|
Практический потолок, м
|
7000
|
Практическая дальность, км
|
1200
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
201,5
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Le Fana de l'Aviation 1979-02. Bernard Millot. Nakajima Ki.34 (Thora).