Транспортный самолет армейский тип 97 (Nakajima Ki-34)
Транспортный самолет Nakajima Ki-34 - военный вариант пассажирского самолета АТ-2. Самолет состоял на вооружении в Японии как тип 97 с 1937 года. Выпускались два варианта: Кi-34 — для ВВС армии; L1N1 — для морской авиации с измененным оборудованием. Самолеты Кi-34 и L1N1 использовались в основном как штабные и связные. Производство их прекратили в 1942 году, а эксплуатировались Кi-34 и L1N1 вплоть до капитуляции Японии. Существовали две модификации: L3Y1 (модель 11), переделка G3M1 с моторами Кинсей 3; L3Y2 (модель 12), переделка СЗМ2 с моторами Кинсей 45.

Nakajima Ki-34/L1N, он же - транспортный самолет морской Nakajima Ki-34 АТ-2 (L1N1)

самолет транспортной авиации Вскоре после приобретения фирмой "Накадзима" лицензии на производство пассажирского самолета Дуглас DC-2 руководством компании было принято решение разработать собственную небольшую двухмоторную машину для обслуживания местных авиалиний. При этом за образец была взята конструкция удачного американского авиалайнера. Проект получил обозначение АТ-1, а работы над ним возглавил инженер Акегава. Стремясь создать самолет, соответствующий самому высокому уровню, однако не имея опыта в разработке машин такого класса, японцы использовали большое число удачных технических решений, апробированных на различных зарубежных образцах. Кроме Дуглас DC-2, это были такие гражданские самолеты, как Нортроп 5А и Кларк GA-43.

В процессе создания нового японского самолета его проект претерпел значительные изменения и в результате получил новое обозначение - АТ-2. 12 сентября 1936 года первый прототип поднялся в воздух с аэродрома Одзима. Он представлял собой двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, а в качестве силовой установки на АТ-2 использовались два звездообразных двигателя воздушного охлаждения Накадзима Котобуки 2-1 мощностью но 580 л.c., которые вращали двухлопастные воздушные винты изменяемого шага. Экипаж состоял из трех человек, в достаточно просторном салоне вполне комфортно могли разместиться восемь пассажиров.

общевойсковой японский транспортник

Японский транспортный самолет второй мировой войны в полете

Летные испытания АТ-2 прошли успешно, причем к ним были привлечены не только летчики-испытатели "Накадзимы" но и военные летчики, а также пилоты ряда гражданских авиакомпаний. Самолет произвел самое благоприятное впечатление и продемонстрировал хорошую управляемость и высокие летные характеристики. Не обошлось и без проблем, в частности с системами охлаждения двигателей и уборки шасси, но их удалось устранить на этапе развертывания серийного производства. Наряду с этим было решено устанавливать на серийные машины двигатели Котобуки 41 мощностью 710 л.c.

транспортный японский самолет

Nakajima Ki-34 японский армейский транспортный самолет и транспортный самолет Императорского флота Японии вид сбоку

В 1937 году "Накадзима" получила заказ на 32 самолета АТ-2 от компаний "Авиалинии Великой Японии" и "Маньчжурские авиалинии". В том же году АТ-2 был принят на вооружение армии Японии под обозначением "Армейский транспортный самолет Тип 97" Ki-34. На военном варианте, как и на последних серийных гражданских авиалайнерах, устанавливались двигатели Накадзима Ha-Ib (710 л.с.) под капотами новой формы. До 1940 года в подразделения армейской транспортной авиации было передано 19 машин Ki-34 производства фирмы "Накадзима" и 299 машин, построенных на заводе фирмы "Тачикава", которую подключили к выпуску Ki-34, поскольку компания-разработчик была перегружена изготовлением боевых самолетов.

самолет двойного подчинения

Nakajima Ki-34 транспортный самолет второй мировой войны двойного подчинения вид спереди

В 1938 году несколько десятков экземпляров самолета Ki-34 заказало командование военно-морского флота Японии. В морской авиации они получили обозначение "Транспортный самолет флота Тип 97"

транспортный самолет флота

Nakajima Ki-34 "Транспортный самолет флота Тип 97" он же "Армейский транспортный самолет Тип 97" вид сверху

Ki-34 (L1N1). Экипаж самолета L1N1, как и Ki-34, состоял из трех человек; пилота, второго пилота и радиооператора. В транспортном салоне могли разместиться 11 пассажиров или 8 парашютистов с полным снаряжением.Японские транспортные самолеты Второй мировой войны Ki-34 и L1N1 широко использовались на всех участках огромного Тихоокеанского театра боевых действий с первого до последнего дня войны. У союзников эти машины получили кодовое "Тора".

Модель
Nakajima Ki-34
Экипаж, человек
3
Пассажировместимость, чел
8
Размах крыла, м
19,92
Длина, м
15,3
Высота, м
4,15
Площадь крыла, м2
49,2
Силовая установка
2-х радиальный Nakajima Kotobuki 41
Мощность, л.с, кВт
2х710 (2х529)
Масса пустого, кг
3500
Нормальная взлетная, кг
5250
Нагрузка на крыло, кг/м2
106,7
Макс. скорость, км/час
360
Крейсерская скорость , км/час
310
Скороподъёмность, м/сек
7,58
Практический потолок, м
7000
Практическая дальность, км
1200
Тяговооружённость, Вт/кг
201,5

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Le Fana de l'Aviation 1979-02. Bernard Millot. Nakajima Ki.34 (Thora).
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме