Летающая лодка Айти E10A "Хэнк"
|
Разведывательная летающая лодка Aichi E10A Hank
Aichi E10A - одномоторный биплан, являлся японским ночным разведчиком, летающей лодкой 1930-х годов. 15 машин были построены для Императорского Флота Японии, как гидросамолет ночной разведки Type 96; серийно производился с 1936 года, но снят с вооружения в 1941 году до нападения на Перл-Харбор (напомним, что Япония совершила нападение на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года), хотя некоторое количество эксплуатировалось в качестве учебных до 1943 года.
От союзников Aichi Е10А1 получил наименование "Hank".
В 1934 году с учетом опыта испытаний экспериментальной летающей лодки 6-Shi (Aichi AB-4) Императорский флот Японии составил спецификацию для нового ночного самолета-разведчика, предназначенного для поиска кораблей противника и корректировки артиллерийского огня. Самолет должен был оснащаться радиосвязью и быть способен патрулировать продолжительное время на малых высотах. Заказы были размечены в Aichi и Kawanishi. В итоге прототип гидроплана фирмы Aichi сочли более предпочтительным.
Aichi (Айти кокуки) - японская компания, которая в 1943 году была выведена из состава головной фирмы "Айти токэй дэнки" (год основания - 1898, в Нагое). Авиастроение, стартовавшее в 1920 году, началось с производства планеров на головном заводе "Фунаката" в Нагое. В 1927 году организовано производство двигателей, переведенное в 1938 году на завод в районе Ацута южнее центра Нагои, где через три года построен завод "Эйтоку". Когда начались американские бомбардировки, в конце 1944 года, производство было рассредоточено, в том числе, и на подземные заводы.
Разработка гидроплана АВ-12 в компании Aichi шла под началом Морисиги Мори, который в качестве базы взял английский самолет-амфибию Supermarine Seagull Mk V, являвшийся одномоторным бипланом (двигатель с толкающим винтом устанавливался в гондоле между верхним и нижним крылом, по назначению - катапультный и ближний базовый разведчик, самолет связи; опытный "Сигал" V впервые совершил полет 21 июля 1933 года).
Японский АВ-12 являлся летающей лодкой-бипланом. Машина построена из легких сплавов: обшивка крыльев и оперения - полотно, фюзеляжа - дюраль. Крыло оснащалось двумя стабилизирующими поплавками. Консоли крыла сделаны складными для более компактного размещения на корабле. Кабина экипажа - закрытая, для наблюдателя в носовой части фюзеляжа сделана открытая кабина, оснащалась турельной пулеметной установкой.
В декабре 1934 года начались испытания прототипа АВ-12, в ходе которых он показал хорошую устойчивость, и с августа 1936 года поступил в серийное производство, получив наименование Е10А1 (военно-морской разведывательный гидросамолет тип 96). В общей сложности до конца 1937 года было построено 15 самолетов данного типа, которые начали поступать в части в первой половине того же года.
Основные характеристики летающей лодки Айти E10A "Хэнк"
Экипаж, чел |
3 |
Длина, м |
11,22 |
Высота, м |
4,50 |
Размах крыла, м |
15,50 |
Площадь крыла, м2 |
52,10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2100 |
максимальная взлетная |
3300 |
Тип двигателя |
1 ПД Aichi тип 91 (12-цилиндровый с водяным охлаждением) |
Мощность, л.с. |
1 х 650 |
Максимальная скорость, км/ч |
206 |
Крейсерская скорость, км/ч |
106 |
Практическая дальность, км |
1852 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
170 |
Подъем на высоту 3000 м |
17 минут 42 секунд |
Практический потолок, м |
4120 |
Вооружение |
1х7,7-мм пулемет на подвижный турельной установке |
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
- Козырев М., Козырев В. Авиация стран Оси во Второй мировой войне.