Разведывательный гидросамолет Ватанабе E9W1
Японский разведывательный гидросамолет для подводной лодки Watanabe E9W разрабатывался в режиме строжайшей секретности. Так как это был первый в мире серийный разведчик для подводных лодок, то он мог неожиданно появляться практически в любой точке земного шара. Гидросамолет Ватанабе E9W1 был рекордсменом по времени нахождения на вооружении императорского флота. Однако, самолетов этого типа было выпущено достаточно мало - всего 35 единиц.

Разведывательный гидросамолет для подводной лодки Watanabe E9W1

Ватанабе E9W1Первый в мире серийный разведчик для подводных лодок Watanabe E9W1 являлся одномоторным бипланом смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Гидросамолет был сконструирован в конструкторском бюро фирмы "Ватанабэ теккосе" (будущая Кюсю) в условиях строжайшей секретности. Руководство императорского флота Японии не желало, чтобы программа создания самолета, базирующегося на субмаринах и способного скрытно появляться практически в любой части земного шара, стала известна возможным противникам. Надо отметить, что до 1943-го года "Кюсю" называлась "Кайгун Коку Ватанабе Теккосе" или просто "Ватанабе".

В августе 1934 года был собран первый из четырех опытных экземпляров, который имел наименование "экспериментальный малый гидросамолет-разведчик E9W1" и предназначался для статических и прочностных испытаний. В феврале 1935 года приступил к испытаниям опытный образец E9W1. Производился серийно на заводе "Ватанабе" в Зассенокума под обозначением Watanabe Тур 96 - малый морской гидросамолет-разведчик Model 1 (Model 1 E9W1) до 1938 года, когда выпуск был прекращен. В общей сложности было выпущено 35 разведывательных гидросамолетов Ватанабе E9W1.

Watanabe E9W1

Разведывательный гидросамолет для подводной лодки Watanabe E9W1 находился на вооружении императорского флота с 1936 года (как "тип 96"). Упомянутый выше повышенный режим секретности, в условиях которой японцы приняли на вооружение новую технику, привела к тому, что союзники узнали о наличии у противника субмарин-авианосцев только перед самым началом войны на Тихом океане. В 1938 году E9W1 поступили на подводные лодки ВМС Японии. 9W1 был первым самолетом своего класса, который эксплуатировался в течение столь длительного времени после принятия на вооружение.

Гидросамолет Ватанабе E9W1

Использовались в войне с Китаем с целью наведения подводных лодок на китайские торговые суда. Первыми серийными гидропланами E9W1 укомплектовали лодки I-7 и I-8. Большинство E9W1 эксплуатировались на подводных лодках в течение шести и более лет. Многие субмарины с гидросамолетами на борту приняли участие в разведывательных операциях в Китайском море в ходе блокады Китая. К 1942 году в эксплуатации оставалось 14 гидросамолетов E9W1, которые находились на подводных лодках I-7J-8, I-10, I-15, I-17, I-19, I-21, I-23, I-25 и I-26. E9W1 стал последним бипланом, которым оснащались подводные авианосцы. С июля 1942 года эти гидросамолеты постепенно начали заменяться на новые разведчики E14Y1.

Разведывательный гидросамолет для подводной лодки

Экипаж разведывательного гидросамолета Ватанабе E9W1 состоял из 2 человек. На самолет устанавливался двигатель GK2 "Темпу" 11. Вооружение - 1x7,69, бомбовая нагрузка отсутствовала. При хранении коробка крыла и поплавки складывались. Конструкция E9W1 предусматривала возможность его сборки и разборки непосредственно на палубе подводной лодки. Для помещения машины в ангар ее нужно было разобрать на 12 частей.

Время монтажа гидросамолета составляло две с половиной минуты, а демонтаж - только полторы минуты.

Ватанабе E9W1

Перед взлетом E9W1 выкатывали из ангара и устанавливали на катапульту. Обслуживали самолет два механика и старший расчета. В обязанности технического персонала входили подготовка к запуску двигателя, монтаж консолей и установка машины на катапульту. Полное время от всплытия лодки до взлета гидросамолета Ватанабе E9W1 занимало один час. Позже это время смогли сократить до сорока минут. После выполнения поставленной задачи самолет садился недалеко от подводной лодки, подруливал к ней, и бортовым краном его поднимали на палубу. Далее начиналась разборка гидросамолета и установка в ангар.

Гидросамолет

Основные характеристики Ватанабе E9W1
Размах крыла, м 9,98
Длина, м 7,64
Высота, м 3,30
Площадь крыла, м2 24,60
Масса, кг  
пустого самолета 847
нормальная взлетная 1210
Тип двигателя 1 ПД Hitachi 6K2 Tempu II
Мощность, л.с. 1 х 340
Максимальная скорость, км/ч 232
Крейсерская скорость, км/ч 148
Практическая дальность, км 730
Cкороподъемность, м/мин 319
Практический потолок, м 6750
Экипаж 2
Вооружение один 7,7-мм пулемет

Ватанабе E9W1

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
  • Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
  • Козырев М., Козырев В. Авиация стран Оси во Второй мировой войне.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Более десяти самолетов Ту-160М получат Военно-воздушные силы России до 2020 года
Представитель Минобороны по ВВС полковник Владимир Дрик сообщил 07.02.2012 года, что ВВС России получат более десяти модернизированных стратегических ракетоносцев Дальней...
Палубный истребитель Глостер "Гладиатор"
Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator Последний истребитель-биплан, принятый на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме