Учебно-тренировочный самолет Kyushu K11W Shiragiku
Самолет представлял собой среднеплан с большой высотой фюзеляжа и убираемыми стойками шасси, и довольно сильно напоминал разведчик Hорт Америкэн O-47. При этом пилот и стрелок-радист располагались над крылом, а инструктор, штурман и бомбардир - в кабине под крылом. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой по рулевым поверхностям. Первый опытный К11W1 полетел в ноябре 1942 года, и испытания шли достаточно быстро. Летом 1943 года самолет был принят на вооружение под обозначением флотский самолет боевой подготовки Сирагику (Белая хризантема) модель II.

Японский учебно-тренировочный самолет Кyushu K11W Shiragiku

тренировочный самолет В конце 1940 года эксперты Кайгун Коку Хомбу сформулировали технические требования 15-Си к новому учебно-тренировочному самолету, которым планировалось заменить устаревший Мицубиси К3М. Задание на его разработку было передано фирме "Ватанабе", специализировавшейся на производстве учебных машин. Хотя самолет предназначался для подготовки всех членов экипажей бомбардировщиков, на "Ватанабе" выбрали для своего проекта одномоторную компоновку - вместо традиционной для машин подобного назначения двухмоторной. В результате был создан среднеплан цельнометаллической конструкции (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей) с неубираемыми стойками шасси и фюзеляжем характерной "пузатой" формы, внешне очень похожий на американский разведчик "Порт Америкен" 0-47. Пилот и стрелок-радист располагались в закрытой общим фонарем кабине над крылом, а инструктор, штурман и бомбардир занимали места в оборудованной лишь небольшими боковыми окнами кабине под крылом.

В качестве силовой установки был выбран 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Хитачи GK2B Амаказе 21 мощностью 515 л.с. Для решения учебных задач самолет мог нести две бомбы массой по 30 кг, а в задней части верхней кабины размещался подвижный 7,7-мм пулемет Тип 92. Прототип нового самолета, получившего флотский индекс K11W1, впервые поднялся в воздух в ноябре 1942 года. Летные испытания прошли без особых проблем, и машина была принята на вооружение как "Самолет боевой подготовки флота Учебный самолет K11W Модель 11". Некоторые машины этою типа имели на стоиках шасси массивные обтекатели.

вид сбоку на самолет

Кyushu K11W Shiragiku

В конце года началось серийное производство К11W1 на заводе "Кюсю Хикоки КК" (так звучало новое название "Ватанабе"). Оно продолжалось до капитуляции Японии, а общее количество выпущенных машин составило 798 экземпляров.

верхняя проекция самолета

Самолет боевой подготовки флота Учебный самолет K11W Модель 11

В 1944 году из-за обострившегося сырьевого кризиса было построено небольшое число самолетов варианта K11W2 Модель 21. Они имели цельно-деревянную конструкцию и использовались не только в качестве учебно-тренировочных, но и как легкие транспортные и патрульные машины. В последнем случае K11W2 вооружались не учебными, а боевыми глубинными бомбами. На основе опыта применения этих самолетов для борьбы с подводными лодками, специалисты "Кюсю" создали специализированный патрульный самолет Q3W1 "Нанкай" (Южное море). Однако довести работу до конца не успели.

Опытная машина совершила только один испытательный полет, да и тот закончился аварийной посадкой "на брюхо". В целом "Сирагику", английское Shiragiku (Белая Хризантема) оказался удачным самолетом. Он отличался простотой конструкции и надежностью, а процесс одновременной подготовки всех членов экипажа бомбардировщика был эффективен и позволял достичь высокой слаженности их действий. На заключительном этапе войны учебные cамолеты К11W1 были переоборудованы для подвески одной 250-кг бомбы и использовались камикадзе. Правда, по причине господства в воздухе авиации противника результативность подобных атак была мизерной. Несмотря на сравнительную многочисленность самолетов К11W союзники так и не узнали о их существовании.

Модель
K11W1
Экипаж, человек
5
Размах крыла, м
14,98
Длина, м
10,24
Высота, м
3,93
Площадь крыла, м2
30,50
Силовая установка
ХитачиОК2ВАмаказе21
Мощность, л.с
515
Масса пустого, кг
1677
Нормальная взлетная, кг
2640
Максимальная взлетная, кг
2800
Макс. скорость, км/час
230
Крейсерская скорость, км/час
175
Скороподъемность, м/мин
155
Практический потолок, м
5620
Практическая дальность, км
1760
Вооружение, пулеметы, мм
1х 7,7 тип 92
Вооружение, пушки, мм
нет
Вооружение, бомбы, кг
2х30

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Поставки самолетов Як-130 в Сирию
Америка попросит Россию дать комментарии по поводу сообщений о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130 В понедельник 23 января 2012 года...
Истребитель И-190
Маневренный истребитель Поликарпова И-190 Тактико-технические требования на новые боевые самолеты поступили в январе 1938 года в КБ Поликарпова на авиазаводе...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме