Cамолет подготовки летного состава Kyushu K10W Oak
|
Учебно-тренировочный самолет Кyushu K10W Oak
В середине 1930-х годов авиация японского военно-морского флота испытывала потребность в современном моноплане, предназначенном для обучения пилотов на заключительном этапе подготовки. Японские авиастроительные компании, не имея опыта в данной области, не были готовы оперативно представить свои проекты, поэтому было решено поискать помощи за рубежом. В 1937 году фирма "Мицубиси" по поручению Кайгун Коку Хомбу приобрела в США два учебно-тренировочных самолета Норт Америкен NA-16: один, оснащенный двигателем Пратт - Уитни R-985-90G мощностью 450 л.с., и трехлопастным воздушным винтом, и второй с двигателем Райт R-975-E3 (500 л.с.) и двухлопастным винтом. В декабре они были переданы заказчику и направлены в "Йокосука Кокутай" для проведения всесторонних испытаний.
Тестирование прошло успешно, отзывы летчиков были положительными. и военные пришли к выводу о целесообразности оснащения самолетами данного типа учебных подразделений авиации флота. Для этого через посредников были приобретены права на лицензионный выпуск NA-I6. а эксперты Кайгун Коку Хомбу сформулировали требования 14-Си, в которых оговаривались изменения, которые нужно было внести в конструкцию с целью приспособить ее под особенности японской авиапромышленности. В частности, отечественному производителю предписывалось установить на машину двигатель Накадзима Котобуки 2 KAI 2 или Темпу 12. Выпуск лицензионного варианта было решено организовать на заводе фирмы "Ватанабе".
Кyushu K10W Oak самолет подготовки личного состава
В апреле 1941 года первый модифицированный в соответствии со спецификацией 14-Си самолет, получивший обозначение K10W1, был готов. Он отличался от американского прототипа новым килем меньшей площади и силовой установкой - двигателем Накадзима Котобуки 2 KAI 1 (600 л.с).
Переходный учебный самолет флота Тип 2 Модель 11 (K10W1 Модель 11)
После летных испытаний эта машина была запущена в серию под обозначением "Переходный учебный самолет флота Тип 2 Модель 11" (K10W1 Модель 11). После изготовления 26 экземпляров K10W1 в ноябре 1942 года выпуск этих самолетов перенесли на небольшую фирму "Ниппон Хикоки КК", где с февраля 1943 по март 1944 года было построено еще 150 машин - больше не позволяли ограниченные производственные мощности.
Учебно-тренировочный самолет Императорского флота Японии Кyushu K10W1 Модель 11
Таким количеством самолетов удовлетворить потребности флота было невозможно, поэтому для подготовки летных кадров приходилось использовать выводимые из боевых частей и переоборудуемые для учебных целей истребители, например, А5М4-К. Самолетам K10W1 союзники присвоили кодовое обозначение "Ок", английское Oak.
Модель
|
К10W1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
12,36
|
Длина, м
|
8,84
|
Высота, м
|
2,84
|
Площадь крыла, м2
|
22,30
|
Силовая установка
|
Nakajima Kotobuki 2 KAI
|
Мощность, л.с, взлетная
|
600
|
Мощность, л.с, полетная
|
460
|
Масса пустого, кг
|
1476
|
Нормальная взлетная, кг
|
2033
|
Максимальная взлетная, кг
|
2093
|
Макс. скорость, км/час
|
280
|
Крейсерская скорость , км/час
|
220
|
Скороподъёмность, м/мин
|
291
|
Практический потолок, м
|
7300
|
Практическая дальность, км
|
1060
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Обухович В. А., Кульбака С. П., Сидоренко С. И. Самолёты Второй мировой войны.