Палубный самолет-разведчик Nakajima C6N Saiun ("Окрашенное зарей облако")
|
Палубный разведчик Nakajima C6N Saiun
На начальном этапе войны на Дальнем Востоке японцы для ведения разведки с авианосцев использовали соответствующим образом переоборудованные обычные палубные бомбардировщики. На первых порах такой подход был оправданным, поскольку за счет отказа от специализированных самолетов-разведчиков удалось увеличить количество ударных машин, но позднее, когда американская периода Второй мировой войны авиация заметно повысила эффективность своих действий, обнаружились его серьезные изъяны. Импровизированные разведчики перестали удовлетворять военных как по дальности полета, так и по скорости. В связи с этим Кайгун Коку Хомбу пришел к выводу о необходимости принять на вооружение специализированный скоростной разведывательный самолет дальнего действия, способный действовать в условиях сильного противодействия со стороны противника.
Весной 1942 года соответствующее задание было передано фирме "Накадзима". Спецификация 17-Си содержала очень высокие требования. Новый разведчик должен был иметь скорость 648 км/ч. набирать высоту 6000 м за 8 мин, а дальность его полета в штатном режиме должна была составлять 2780 км (максимальная дальность - 4950 км). Посадочная скорость ограничивалась 130 км/ч. Проектирование самолета, получившего заводское обозначение N-50 и войсковое C6N1, возглавили инженеры Ясуо Фукуда и Йосизо Ямамото. Они использовали новый 18-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель Накадзима NK9A Хомаре 11 мощностью 1820 л.с., сравнительно небольшого диаметра и уделили особое внимание снижению аэродинамического сопротивления.
Трехместный Японский самолет-разведчик C6N1 совершает свой полет
15 мая 1943 года первый прототип C6N1 поднялся в воздух. Он обладал неплохими летными качествами и отличался хорошей управляемостью, однако двигатель оказался недостаточно надежным и к тому же не развивал требуемой мощности на больших высотах. Именно по этой причине Японский самолет Второй мировой войны C6N1 так и не смог достигнуть заданной скорости, ограничившись лишь 638 км/ч. И хотя даже это значение намного превышало максимальную скорость использовавшегося на флоте разведывательного варианта пикировщика D4Y2-C (по дальности полета C6N1 также оставил конкурента далеко позади), машина была отправлена на доработку. Всего с марта 1943 по апрель 1944 года было построено 19 опытных самолетов. Некоторые из них были оснащены более мощным двигателем Хомаре 21 с трехлопастным винтом - вместо четырехлопастного. Наконец весной 1944 года C6N1 с двигателем Хомаре 21 был направлен в серийное производство под обозначением "Палубный разведчик "Саюн" (Разноцветное облако) Модель 11". Всего до конца войны было выпущено 444 серийные машины.
Японский самолет-разведчик Nakajima C6N1
Высокие характеристики нового самолета не остались незамеченными. Было решено приспособить его для решения других задач. Так появились модификации C6N1-B Модель 21 - бомбардировщик-торпедоносец, способный нести вместо подвесного топливного бака торпеду или 800 кг бомб, и C6N1-S Модель 21 - ночной истребитель для обороны Японских островов от налетов американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-29, вооруженный установленными в фюзеляже под углом 30 градусов одной 30-мм или двумя 20-мм пушками. И если машины варианта C6N1-B оказались невостребованными, так как к моменту их создания почти все японские авианосцы уже были потеряны, то ночным истребителям C6N1-S удалось принять участие в боевых действиях. Построенные в малом количестве самолеты этого варианта стали самыми скоростными японскими ночными истребителями, правда, эффективность их применения существенно ограничивалась отсутствием поискового радара.
"Палубный разведчик "Саюн" (Разноцветное облако) Модель 11"
С целью улучшения характеристик "Саюна" на фирме "Накадзима" был разработан и построен прототип C6N2 Модель 22 с оснащенным турбокомпрессором двигателем Хомаре 24. Но проблемы с турбокомпрессором, характерные для всех подобных японских самолетов, задержали испытания C6N2 до конца войны. Проекты C6N3 KAI 1 (ночной истребитель с двигателем Хомаре 24), C6N4 KAI 2 (под двигатель Мицубиси МК9А), C6N5 KAI 3 и C6N6 KAJ 4 (цельнодеревянный) остались нереализованными.
Разведчик Накадзима C6N1 вид спереди
Разведчик Накадзима C6N1 оказался одним из лучших самолетов мира в своем классе. Он пользовался любовью экипажей и вызывал уважение у противника. Очень высокая скорость и большая дальность полета позволяли "Саюнам" избегать встреч с большинством вражеских истребителей и вести разведку в таких районах, где ожидать появление японских самолетов казалось просто нереальным. Разведслужбы союзников первоначально решили, что C6N является разведывательным вариантом бомбардировщика-торпедоносца B6N "Тензан", впоследствии же "Саюну" было присвоено кодовое обозначение "Мирт".
Модель
|
C6N1
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
12,5
|
Длина, м
|
11,0
|
Высота, м
|
3,96
|
Площадь крыла, м2
|
25,5
|
Силовая установка
|
NakajimaNK9BHomar11
|
Мощность, л.с, кВт
|
1990 (1485)
|
Масса пустого, кг
|
2968
|
Нормальная взлетная, кг
|
4500
|
Максимальная взлетная, кг
|
5260
|
Макс. скорость, км/час
|
606
|
Крейсерская скорость , км/час
|
387
|
Скороподъёмность, м/сек
|
12
|
Практический потолок, м
|
10700
|
Практическая дальность, км
|
5300
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
176
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
330
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х7,7
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Моделист-Конструктор. "Неуловимое облако" из Страны Восходящего Солнца.