Палубный самолет-разведчик Nakajima C6N Saiun ("Окрашенное зарей облако")
В результате реализации планов по разработке палубного самолета-разведчика с большой дальностью полета, появился самолет с планером, подобным варианту B6N, но с люками для фотокамер и окнами для наблюдателя в фюзеляже. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 15 мая 1943 года. В начале 1944 года самолет был заказан для серийного производства как Морской Палубный Разведывательный Самолет Саюн (Navy Carrier Reconnaissance Plane Saiun) Накадзима C6N1, получивший у союзников кодовое наименование Myrt. Самолет Саюн начал эксплуатироваться летом 1944 года. Всего было построено 463 машины; это число включало небольшое количество двухместных ночных истребителей C6N1-S, представлявших собой модификацию самолетов C6N1, и один опытный самолет C6N2.

Палубный разведчик Nakajima C6N Saiun

японский самолет-разведчик На начальном этапе войны на Дальнем Востоке японцы для ведения разведки с авианосцев использовали соответствующим образом переоборудованные обычные палубные бомбардировщики. На первых порах такой подход был оправданным, поскольку за счет отказа от специализированных самолетов-разведчиков удалось увеличить количество ударных машин, но позднее, когда американская периода Второй мировой войны авиация заметно повысила эффективность своих действий, обнаружились его серьезные изъяны. Импровизированные разведчики перестали удовлетворять военных как по дальности полета, так и по скорости. В связи с этим Кайгун Коку Хомбу пришел к выводу о необходимости принять на вооружение специализированный скоростной разведывательный самолет дальнего действия, способный действовать в условиях сильного противодействия со стороны противника.

Весной 1942 года соответствующее задание было передано фирме "Накадзима". Спецификация 17-Си содержала очень высокие требования. Новый разведчик должен был иметь скорость 648 км/ч. набирать высоту 6000 м за 8 мин, а дальность его полета в штатном режиме должна была составлять 2780 км (максимальная дальность - 4950 км). Посадочная скорость ограничивалась 130 км/ч. Проектирование самолета, получившего заводское обозначение N-50 и войсковое C6N1, возглавили инженеры Ясуо Фукуда и Йосизо Ямамото. Они использовали новый 18-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель Накадзима NK9A Хомаре 11 мощностью 1820 л.с., сравнительно небольшого диаметра и уделили особое внимание снижению аэродинамического сопротивления.

полет японского разведчика

Трехместный Японский самолет-разведчик C6N1 совершает свой полет

15 мая 1943 года первый прототип C6N1 поднялся в воздух. Он обладал неплохими летными качествами и отличался хорошей управляемостью, однако двигатель оказался недостаточно надежным и к тому же не развивал требуемой мощности на больших высотах. Именно по этой причине Японский самолет Второй мировой войны C6N1 так и не смог достигнуть заданной скорости, ограничившись лишь 638 км/ч. И хотя даже это значение намного превышало максимальную скорость использовавшегося на флоте разведывательного варианта пикировщика D4Y2-C (по дальности полета C6N1 также оставил конкурента далеко позади), машина была отправлена на доработку. Всего с марта 1943 по апрель 1944 года было построено 19 опытных самолетов. Некоторые из них были оснащены более мощным двигателем Хомаре 21 с трехлопастным винтом - вместо четырехлопастного. Наконец весной 1944 года C6N1 с двигателем Хомаре 21 был направлен в серийное производство под обозначением "Палубный разведчик "Саюн" (Разноцветное облако) Модель 11". Всего до конца войны было выпущено 444 серийные машины.

боковая проекция самолета-разведчика

Японский самолет-разведчик Nakajima C6N1

Высокие характеристики нового самолета не остались незамеченными. Было решено приспособить его для решения других задач. Так появились модификации C6N1-B Модель 21 - бомбардировщик-торпедоносец, способный нести вместо подвесного топливного бака торпеду или 800 кг бомб, и C6N1-S Модель 21 - ночной истребитель для обороны Японских островов от налетов американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-29, вооруженный установленными в фюзеляже под углом 30 градусов одной 30-мм или двумя 20-мм пушками. И если машины варианта C6N1-B оказались невостребованными, так как к моменту их создания почти все японские авианосцы уже были потеряны, то ночным истребителям C6N1-S удалось принять участие в боевых действиях. Построенные в малом количестве самолеты этого варианта стали самыми скоростными японскими ночными истребителями, правда, эффективность их применения существенно ограничивалась отсутствием поискового радара.

вид сверху на японский самолет

"Палубный разведчик "Саюн" (Разноцветное облако) Модель 11"

С целью улучшения характеристик "Саюна" на фирме "Накадзима" был разработан и построен прототип C6N2 Модель 22 с оснащенным турбокомпрессором двигателем Хомаре 24. Но проблемы с турбокомпрессором, характерные для всех подобных японских самолетов, задержали испытания C6N2 до конца войны. Проекты C6N3 KAI 1 (ночной истребитель с двигателем Хомаре 24), C6N4 KAI 2 (под двигатель Мицубиси МК9А), C6N5 KAI 3 и C6N6 KAJ 4 (цельнодеревянный) остались нереализованными.

самолет периода второй мировой войны

Разведчик Накадзима C6N1 вид спереди

Разведчик Накадзима C6N1 оказался одним из лучших самолетов мира в своем классе. Он пользовался любовью экипажей и вызывал уважение у противника. Очень высокая скорость и большая дальность полета позволяли "Саюнам" избегать встреч с большинством вражеских истребителей и вести разведку в таких районах, где ожидать появление японских самолетов казалось просто нереальным. Разведслужбы союзников первоначально решили, что C6N является разведывательным вариантом бомбардировщика-торпедоносца B6N "Тензан", впоследствии же "Саюну" было присвоено кодовое обозначение "Мирт".

Модель
C6N1
Экипаж, человек
3
Размах крыла, м
12,5
Длина, м
11,0
Высота, м
3,96
Площадь крыла, м2
25,5
Силовая установка
NakajimaNK9BHomar11
Мощность, л.с, кВт
1990 (1485)
Масса пустого, кг
2968
Нормальная взлетная, кг
4500
Максимальная взлетная, кг
5260
Макс. скорость, км/час
606
Крейсерская скорость , км/час
387
Скороподъёмность, м/сек
12
Практический потолок, м
10700
Практическая дальность, км
5300
Нагрузка на крыло, кг/м2
176
Тяговооружённость, Вт/кг
330
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Моделист-Конструктор. "Неуловимое облако" из Страны Восходящего Солнца.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Гидросамолет 'Консолидэйтед' PB2Y 'Коронадо'
Многоцелевой самолет Consolidated PB2Y Coronado Летающая лодка, моноплан с четырьмя двигателями и двухкилевым оперением; поплавки в полете убирались. Спроектирован в КБ...
Про учебно-боевые самолеты Як-130
Перегон трех учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО "Корпорация 'Иркут'" к месту постоянного базирования в Борисоглебск совершили пилоты Борисоглебской...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме