На Олимпиаде по авиации признан лучшим проект БЛА
pro-samolet.ru   
Проект БЛА признан лучшим на состоявшейся Олимпиаде по авиации, проходившей в филиале Компания Сухой ОКБ Сухого. В мероприятии принимали участие студенты первого и второго курсов МАИ, победителям и участникам, которые достойно защитили свои проекты предложена работа в ОКБ Сухого.

Победителям предложена работа в "ОКБ Сухого"

Олимпиада по авиацииТоржественная церемония награждения победителей и участников 5-й Олимпиады по авиации для студентов 1-го и 2-го курсов факультета № 1 МАИ состоялась в филиале "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого". В нынешнем году она проводилась совместно с кафедрой "Проектирования самолетов" авиационного института. Всего в конкурсе участвовали 44 человека, девять из которых дошли до финала. Об этом сообщила пресс-служба компании "Сухой" 1 августа 2013 года.

Проект БЛА с возможностью вертикального взлета-посадки был признан лучшим. Он был подготовлен студентом второго курса Денисом Степановым, который продемонстрировал высокий уровень инженерной мысли, глубокие знания в области авиации и самолетостроения. Победителям и студентам, достойно защитившим свои проекты, было предложена работа в "ОКБ Сухого". Они продолжат обучение на том же факультете МАИ, но уже в группе целевой подготовки.

Проведение Олимпиад для студентов и школьников - это часть молодежной политики компании "Сухой", которая направлена на формирование команды профессионалов, способной эффективно решать задачи, стоящие перед холдингом в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиастроения. Перспективные специалисты необходимы для реализации высокотехнологичных проектов в области гражданской и военной авиации.

Участникам по условиям конкурса было предложено разработать проект самолета на одну из актуальных тем.

Первый тур проходил заочно и включал сдачу проектов для их последующей оценки конкурсной комиссией. Во втором туре проходила защита работ перед комиссией, состоящей из преподавателей кафедры "Проектирования самолетов" МАИ и инженеров "ОКБ Сухого". После презентации участники отвечали на вопросы из различных областей авиационной техники. Проекты оценивались по следующим критериям:

  • реализуемость проекта в течение ближайших 10 лет,
  • оригинальность принятых конструкторских решений,
  • глубина проработки,
  • качество выполнения чертежей.

Традиционно участники Олимпиады демонстрируют глубокие знания в области проектирования летательных аппаратов, аэродинамики, оборудования и систем, а также истории авиации, выходящие за пределы программы ВУЗа. В 2013 году представителями жюри был отмечен высокий уровень проработки представленных проектов, глубокое понимание участниками конкурса темы. При создании проектов были активно использованы CAD программы, а также в нескольких работах был использован программный комплекс для проведения виртуальных аэродинамических продувок.


"Динамика поколения"

Здесь же хотелось бы сказать про конкурс технического творчества "Динамика поколения" по разработке БПЛА, о котором сообщалось в середине июля 2013 года на сайте МАИ, и который организует компания ЗАО ЦНТУ "Динамика". Говорилось, что "Динамика поколения" - открытое соревнование, финал которого пройдет 25 августа в подмосковном Жуковском, а награждение победителей состоится 27 августа в рамках Международного авиасалона МАКС-2013. Целью конкурса технического творчества является поиск и поддержка талантливых людей в технических областях знаний, связанных с авиацией, повышение интереса детей и юношества к авиации и самолетостроению, раскрытие их творческого потенциала, а также поддержка сообщества людей, увлекающихся или профессионально занимающихся темой создания беспилотных летательных аппаратов. Заявки на конкурс принимались до 15 июля 2013 года, крайний срок подачи заявки на участие в конкурсе - 1 августа. Участники представляют БЛА собственной разработки весом до 5 кг, которому необходимо пройти несколько конкурсных испытаний. Главный приз конкурса составляет 100 тысяч рублей.

ЗАО ЦНТУ "Динамика" - ведущее российское предприятие в области разработки, производства и послепродажного обслуживания авиационных тренажеров и других технических средств обучения летного и инженерно-технического состава.

Также было опубликовано техническое задание на участие в открытом конкурсе технического творчества, в котором говорится, что целью настоящего конкурса является получение БЛА, который способен выполнять определенные задачи. Выбор принципа управления (дистанционное управление или автоматический/полуавтоматический полет) создаваемого БЛА остается за участником, так как основным требованием является способность выполнять определенные задачи, которые будут указаны далее. Предъявленный на Конкурс прототип БЛА должна иметь на борту оборудование, позволяющее ему выполнять полет по маршруту на заданной высоте и записывать видеоизображение местности, находящейся в передней полусфере аппарата. Разрабатываемый аппарат может иметь любую схему. Прототип БЛА, участвующий в конкурсе, не должен быть готовым покупным изделием (оценивается экспертной комиссией).

Цели и задачи прототипа БЛА

Номинация №1: "Лучший БЛА" - основная номинация

В рамках данной номинации будут проведены 4 испытания:

  1. Испытание на управляемость при отсутствии прямой видимости аппарата внешним пилотом (оператором).
    В данном испытании будет выявлено, как БЛА участника может управляться в условиях, когда внешний пилот (оператор) находится в закрытом пространстве (в палатке) и не может визуально наблюдать за БЛА. Участнику будут сообщены координаты точки на летном поле, до которой его БЛА должен долететь и вернуться обратно. Сигнал на возврат по достижении заданной точки будет выдаваться организаторами конкурса.
  2. Решение модельной задачи.
    Целью БЛА в рамках данной задачи является определение характера и величины объектов, находящихся на летном поле. Для этого на поле будут размещены 5 цифр различной величины и 5 плоских объектов различной величины и формы. Участнику будет сообщена область на поле радиусом 300-500 метров, в который БЛА участника должен для начала найти места расположения объектов, а затем их точный вид и размер, после чего передать полученные изображения технической комиссии. При этом при определении форм объектов важным является определение их точной геометрии (овал или круг, прямоугольник или квадрат).
  3. Испытание на управляемость при пролете препятствий.
    В данном испытании БЛА участника должен преодолеть препятствия:
    - облет двух вертикальных препятствий с разных сторон;
    - пролет на малой высоте под горизонтальным препятствием (находящимся на высоте одного-двух метра над уровнем поверхности).
    Кроме того будет проведено испытание на выдерживание горизонтального полета в течение 10 сек на заданной высоте. Для этого на аппарат будет установлено оборудование организаторов. Характеристики оборудования представлены ниже:
    Параметр Величина
    Габариты 65x67x50 мм
    Вес 300 г
    Напряжение питания = 10.30 В
    Потребляемая мощность 2 Вт
  4. Испытание на выявление лучших летно-технических характеристик.
    Учитывая, что БЛА должен выполнять различные задачи, на его борту устанавливается различная целевая нагрузка различной массы. Испытанием является подъем целевой нагрузки максимальной массы - испытание на максимальную грузоподъемность. Испытание будет проводиться путем установки на БЛА грузов различной массы для определения веса БЛА, при котором он будет еще способен выполнять полет. С этой целью разработчику необходимо предусмотреть возможность крепления контейнера, предоставленного организатором (плоская площадка для крепления с четырьмя отверстиями диаметром 6 мм, размер между центрами отверстий - квадрат 100x100 мм.). Максимальный взлетный вес аппарата с целевой нагрузкой должен составлять не более 5 кг в соответствии с пунктом 2 для соответствия классу "МИКРО".
    Как уже ранее упоминалось, будет проведено испытание на максимальное время полета БЛА с максимальной целевой нагрузкой. Учитывая, что БЛА должен выполнять полет и в условиях ветра, его максимальная скорость должна превышать 15 м/с (или 54 км/ч).

Номинация №2: "Технологичность БЛА" - дополнительная номинация

В рамках данной номинации экспертной комиссией будет оценена технологичность представленного БЛА по следующим позициям:

  • инновационность решения;
  • многоразовость применения;
  • качество сборки;
  • простота ремонта/замены деталей;
  • применение комплектующих российского производства.

Технические требования к прототипу БЛА

Класс прототипа БЛА

Класс аппарата - "МИКРО". Летательный аппарат класса "МИКРО" должен обладать следующими характеристиками:

Характеристика Значение
Максимальный взлетный вес, кг <5
Радиус действия, км <10
Практический потолок, м 3000
Продолжительность полета, часов более 40 минут

Учитывая, что радиус действия и практический потолок таковы, что полет в районе предельных значений этих характеристик значительно легче реализуем при наличии системы автоматического/полуавтоматического управления, в состав применяемых БЛА входят таковые системы. Ввиду ограниченной территории, используемой в Конкурсе для демонстрации участниками возможностей своих БЛА, не проверяются:

  • радиус действия аппарата;
  • практический потолок.

Поэтому наличие системы автоматического/полуавтоматического управления будет преимуществом при определении победителя конкурсной комиссией при равенстве баллов. Учитывая невозможность проверки двух упомянутых характеристик (радиуса действия и практического потолка), оцениваться будет продолжительность полета (максимальное время).

Более полную и подробную информацию можно найти на сайте ЗАО ЦНТУ "Динамика".

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме