Беспилотный летательный аппарат nEUROn компании Dassault Aviation
На проходящем авиасалоне в Ле Бурже французы прячут свой беспилотный летательный аппарат nEUROn, но не от глаз посетителей, а от спутников-разведчиков. Стенд перспективного беспилотника nEUROn выполнен в виде летного шлема; этот летательный аппарат размещен под огромным полупрозрачным куполом с усиленной охраной. Треугольное воздушное судно впервые выставлено на обозрение широкой публике (в полном масштабе макет был показан в 2005 году). По мнению специалистов беспилотник nEUROn может стать боевым самолетом будущего.
Как сообщает "Военный Паритет" со ссылкой на BBC, беспилотные летательные аппараты в воздушном пространстве противника весьма уязвимы от средств ПВО. Одним из способов решения этой проблемы становится создание боевых БЛА размером с истребитель, которые могут совершать полеты на значительные расстояния и обладающие высокой скоростью. Беспилотники могут защитить себя от системы ПВО и атаковать противника.
Несколько экспериментальных беспилотных летательных аппаратов уже созданы - это Northrop Grumman X-47 и BAE Systems Taranis. Сейчас их число пополнил, созданный европейским консорциумом во главе с французской компанией Dassault, БПЛА nEUROn, прототип которого совершил первый полет в конце 2012 года (01.12.2012 года). Он уже прошел испытания на малозаметность, но в полной боевой конфигурации он вряд ли будет готов до конца десятилетия. Программа nEUROn начата в 2005 году и в ней принимают участие Франция, Италия, Швеция, Испания, Греция и Швейцария. Главный подрядчик - французская Dassault Aviation. Другие участники программы:
- Alenia Aermacchi (Италия),
- Saab (Швеция),
- EADS-CASA (Испания),
- HAI (Греция),
- RUAG (Швейцария),
- Thales (Франция).
Беспилотник nEUROn имеет сходство с малозаметным истребителем-бомбардировщиком Lockheed Martin F-117 Nighthawk, что не является случайностью, поскольку этот БЛА разработан с использованием стелс-технологий.
Исполнительный директор компании Dassault Aviation Эрик Траппье сказал: "Это большой самолет! Это истребитель с бомбовым отсеком". По мнению Э.Траппье нужно очень четко понимать роль пилотируемых и беспилотных самолетов в будущих конфликтах. Он считает: "В некоторых регионах у вас может возникнуть необходимость выполнения большого количества опасных миссий, где использование беспилотной техники может быть весьма полезным. Например, для уничтожения позиций вражеских ракет или ведения РЭБ. Такая необходимость может возникнуть в 'первый день войны'", когда угроза для пилотируемых самолетов велика, и применение боевых БЛА может стать хорошим решением".
Но означает ли это, что однажды беспилотник, который управляется компьютером, сможет выполнить поставленную задачу лучше, чем самолет с пилотом? Исполнительный директор Dassault Aviation говорит: "Да, в некоторых видах операций они могут действовать лучше. А в некоторых предпочтительно иметь пилота в кабине. Это своего рода компромисс между БЛА и пилотируемыми истребителями".
В последнее время много говорилось относительно применения беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах. Существуют также опасения, что операторы беспилотников, находясь на значительном расстоянии от зоны конфликта, не могут в полной мере осознавать серьезность принимаемых ими решений. Эрик Траппье считает, что вопрос стоит в том, как беспилотники должны действовать, а не в том, применять или не применять БПЛА. "Это вопрос к тем, кто управляет беспилотником, вы должны знать, что вы делаете", - сказал он, полагая, что ведущаяся в США дискуссия о БЛА, больше относится к выяснению вопроса, кто несет ответственность за их применение - ЦРУ, Пентагон или Вооруженные силы. "Вы должны управлять БЛА, как управляли бы самолетом, сидя в его кабине", - сказал исполнительный директор Dassault Aviation.
Что же касается непосредственно беспилотника nEUROn, то ранее сообщались некоторые его характеристики:
- крыло - 12,5 метра;
- длина - 9,5 метра;
- вес пустой/взлетный - 4,5/6 тонны;
- двигатель - ТРДД Mk 951 Turbomeca/Rolls-Royce;
- скорость - не менее 850 км/ч.
А таже высказывались предположения, что установленный двигатель в серийном производстве будет заменен на усиленный ТРДД "SNECMA M88".