Самолеты Су-35, Т-50 ПАК ФА, ПМИ-FGFA, Су-32/34
Во Франции 17.06.2013 г. стартовал юбилейный авиасалон "Ле-Бурже", который в этом году проводится в 50-й раз. Международная выставка Paris Air Show - Le Bourget посвящена аэронавтике и достижениям авиакосмической отрасли, она регулярно становится местом крупных премьер. Один из крупнейших в мире авиасалонов пройдет с 17 по 23 июня. На зарубежном авиасалоне будет впервые продемонстрирован и новейший многофункциональный истребитель Су-35С. Компания "Сухой" представляет во Франции свои военные программы.
Многофункциональный истребитель Су-35
Разработка и производство сверхманевренного многофункционального истребителя поколения "4++" Су-35 (Су-35С в российской модификации) является одной из приоритетных программ Компании "Сухой". В настоящее время проводятся государственные совместные испытания самолета. В ходе летных испытаний были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики самолета и комплекса бортового оборудования, а также характеристики сверхманевренности, проверены устойчивость и управляемость машины, подтверждены параметры силовой установки и работоспособность навигационной системы.
- Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч., на высоте - 2400 км/ч., потолок - 18 тысяч метров.
- Дальность обнаружения целей РЛСУ в режиме "воздух"-"воздух" - свыше 400 км, что существенно превышает аналогичный показатель стоящих на вооружении самолетов.
- РЛС с фазированной антенной решеткой имеет большую дальность обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение до 30 и атака до 8 воздушных целей, сопровождение 4 и атаки 2 наземных целей и возможность одновременного обзора воздушного и наземного пространства).
- Бортовая ОЛС (оптико-локационная станция) позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км. Комплекс готов к прохождению испытаний на боевое применение.
Все работы, связанные с госиспытаниями нового истребителя, проходят в соответствии с утвержденным планом. Успешно проведены испытания режимов боевого применения авиационных средств поражения (АСП). Полученные в ходе испытаний самолета результаты позволяют уже сегодня сделать вывод о том, что Су-35/Су-35С обладает значительно лучшими летно-техническими характеристиками по сравнению со стоящими на вооружении машинами-аналогами, а установленный комплекс бортового оборудования позволяет решать широкий круг задач, определенных тактико-техническим заданием.
Заложенные в самолете потенциальные характеристики существенно превосходят возможности тактических истребителей поколения 4 и 4+ типа "Rafale" и EF 2000, модернизированных истребителей типа F-15, F-16 и F-18, самолета F-35 и позволят эффективно противодействовать самолету F-22A.
На самолете Су-35/Су-35С применены многие передовые технологии, которые широко используются на самолете ПАК ФА. Он является своего рода платформой для отработки передовых технологий, которые применены на самолете пятого поколения, испытания которого проводятся в настоящее время. Прежде всего, это новый комплекс бортового оборудования, интегрированный на базе информационно-управляющей системы (ИУС), построенный с использованием самых передовых информационно-технологических решений с применением резервированных многопроцессорных вычислительных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена, с обеспечением функции комплексной гипотезной обработки информации, получаемой от обзорно-прицельных систем, и обеспечивающих интеллектуальную поддержку пилота при решении сложных задач боевого применения. На Су-35/Су-35С широко используются технологии обеспечения ситуационной осведомленности в сферическом информационном поле и в реальном масштабе времени за счет использования возможностей комплекса средств связи, радиолокационных, оптико-электронных обзорных и разведывательных систем самолета, а также наземных систем управления различного уровня. Кроме того, на самолете установлены новые двигатели (аналогичные двигателям ПАК ФА) с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги, встроенная вспомогательная силовая установка (ВСУ), новая радиолокационная станция (РЛС). Су-35/Су-35С отличается широкой номенклатурой управляемых авиационных средств поражения (АСП) большой, средней и малой дальности, а также неуправляемых АСП. Самолет способен нести 8000 кг боевой нагрузки.
Серийное производство Су-35C ведется на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе имени Ю.А.Гагарина (КнААЗ) компании "Сухой" в соответствии с заключенным в 2009 году государственным контрактом на поставку Министерству обороны РФ в период до 2015 года крупной партии самолетов.
Авиационный комплекс пятого поколения
Программа ПАК ФА предусматривает создание, организацию серийного производства и принятие на вооружение ВВС России авиационного комплекса пятого поколения. Это позволит повысить их боевой потенциал, поможет вывести авиационную и смежные отрасли промышленности на новый производственно-технический уровень, дать импульс развитию научных школ, обеспечить устойчивую загрузку предприятий оборонной промышленности, участвующих в разработке и производстве. Эта приоритетная программа Компании "Сухой", входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию, будет способствовать разработке и внедрению материалов, элементной базы и наукоёмких технологий с высоким инновационным потенциалом для авиационной промышленности и экономики страны, для разработки других проектов унифицированных авиационных комплексов новых поколений.
Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. 8 апреля первый летный образец истребителя и комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы летных испытаний, были доставлены на территорию летно-испытательной и доводочной базы ОАО "ОКБ Сухого" в подмосковном Жуковском. После завершения необходимого объема испытаний на стендах систем и агрегатов, в том числе статического образца на прочность, наземной отработки самолета-стенда и летного образца, 29 апреля 2010 года были начаты летные испытания самолета по программе предварительных испытаний.
- 3 марта 2011 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) состоялся первый вылет второго летного образца, и после проведения заводских испытаний он был подключен к программе предварительных испытаний.
- Третий летный образец выполнил первый полет 22 ноября 2011 года. После проведения комплекса наземных подготовительных работ и дооснащения наращенным составом бортового оборудования он также подключается к выполнению программы предварительных испытаний.
- 17 января 2013 г. на аэродром в подмосковный Жуковский прибыл четвертый летный образец ПАК ФА. Перегон выполнен своим ходом с Дальнего Востока.
- В настоящее время в летных испытаниях участвуют 4 летных образца, проводятся наземные отработки на стендах.
Получены надежные характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Проводится отработка бортового оборудования - РЛС и оптической системы. Проведены успешные работы по дозаправке топливом в полете, по исследованию поведения самолета в различных конфигурациях, в т.ч. с открытыми отсеками.
Основными текущими задачами летных испытаний являются отработка боевых режимов работы систем, стыковка с вооружением и его боевое применение. По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолёта, специальные покрытия планера, мероприятия по снижению заметности силовой установки, антенных систем и фонаря обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность как по воздушным, так и по наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Работа над созданием экспортного варианта истребителя пятого поколения - перспективным многофункциональным истребителем (ПМИ), - ведется совместно с Республикой Индия. Правительства России и Индии договорились о вкладе каждой из сторон в проект. Сторонами согласованы требования к ПМИ, определено разделение работ, в том числе выделены системы и агрегаты, над разработкой которых работает индийская сторона. В настоящее время уже завершена работа по контракту на разработку эскизно-технического проекта ПМИ. В ходе работ российская сторона провела обучение индийских специалистов, предоставила исходные данные и программное обеспечение для создания единой рабочей среды. Индия и Россия работают в команде. Индийская рабочая группа специалистов с января по октябрь 2012 года работала в России, российские специалисты - в Индии. Налажен обмен необходимой информацией.
Согласованы объем и разделение работ сторон на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР). Ведется подготовка к заключению контракта на ОКР. Его подписание планируется в этом году. Разрабатываемый сторонами ПМИ, будет иметь некоторые отличия от российского прототипа, связанные со специфическими требованиями индийских ВВС.
Российско-индийский проект по созданию Перспективного многофункционального истребителя (ПМИ-FGFA)
Разработка и производство перспективного многоцелевого истребителя является крупнейшим совместным проектом в области российско-индийского военно-технического сотрудничества. В декабре 2010 года в рамках визита Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Индию ФГУП "Рособоронэкспорт", корпорация Хиндустан Аэронаутикс Лимитед (Hindustan Aeronautics Limited) и Компания "Сухой", входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию, подписали контракт на разработку эскизно-технического проекта самолета.
Проект ПМИ включает в себя проектирование и разработку истребителя нового поколения, который будет обладать такими передовыми характеристиками как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, высокая маневренность, высоко интегрированный комплекс БРЭО, расширенная система оповещения об обстановке, внутреннее размещение АСП и возможности централизованной системы оповещения и РЭБ. Истребитель разрабатывается на базе российского перспективного авиационного комплекса (ПАК ФА) в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитие программы предусмотрено проектирование и разработка двухместного варианта самолета и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны.
Реализация российско-индийского проекта ПМИ способствует укреплению стратегического партнерства двух стран, упрочению региональной и мировой безопасности. Проект основан на инновационных технологиях, способствующих развитию авиационной промышленности и смежных с ней отраслей, всего военно-промышленного комплекса обоих государств. Совместная разработка и создание истребителя пятого поколения будет содействовать развитию научных школ, обеспечит устойчивую загрузку предприятий оборонной промышленности, участвующих в разработке и производстве ПМИ. Эта программа дает возможность ускорить разработку и внедрение новых материалов, элементной базы и наукоёмких технологий с высоким инновационным потенциалом, открывает перспективы для разработки других проектов унифицированных авиационных комплексов новых поколений.
В настоящее время завершены работы по контракту на эскизно-технический проект перспективного многофункционального истребителя (ПМИ/FGFA). Полностью разработан облик самолета. Согласованы объем и разделение работ сторон на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР). Ведется подготовка к заключению контракта на ОКР. Его подписание планируется в этом году. Соглашение о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения было подписано 18 октября 2007 года в Москве в рамках 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Это - крупнейший совместный проект в области российско-индийского военно-технического сотрудничества. В ходе работ первого этапа российская сторона провела обучение индийских специалистов, предоставила исходные данные и программное обеспечение для создания единой рабочей среды. Индийская рабочая группа специалистов с января по октябрь 2012 года работала в России, российские специалисты - в Индии. Налажен обмен необходимой информацией. Разрабатываемый сторонами ПМИ будет иметь некоторые отличия от российского прототипа, связанные со специфическими требованиями индийских ВВС.
Компания "Сухой" также участвует в других российско-индийских программах - модернизация стоящих на вооружении ВВС Индии истребителей Су-30МКИ и адаптация к ним российско-индийской ракеты класса "воздух-земля" "БраМос".
Фронтовой бомбардировщик Су-32/34
Фронтовой бомбардировщик Су-34 (экспортная модификация - Су-32) составит основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он является достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М. Разработка и серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 является одной из приоритетных программ Компании "Сухой", входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию. Государственные совместные испытания Су-34 были завершены в ноябре 2010 года. В апреле 2011 года главком ВВС России подписал акт государственных испытаний с рекомендацией принять Су-34 на вооружение российских ВВС. Серийное производство самолета организовано на Новосибирском авиазаводе им. В.П.Чкалова холдинга "Сухой". Поставки самолетов осуществляются в рамках заключенного в 2008 году Министерством обороны РФ государственного пятилетнего контракта. В марте 2012 года компанией "Сухой" был подписан еще один госконтракт на поставку крупной партии Су-34 Министерству обороны России.
В условиях огневого и информационного противодействия самолет независимо от времени суток и метеоусловий способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. По боевым возможностям он относится к поколению самолетов 4+. Наличие на нем системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности летчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника. Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков, наряду с комфортной кабиной экипажа, обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до 10 часов без потери работоспособности экипажа. Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолета построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные.
Самолет отличают высокие летно-технические и маневренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолетами. На Су-34 используется высокоэффективное управляемое вооружение класса "воздух-поверхность" и "воздух-воздух" большой дальности с обеспечением многоканального применения. Он оборудован высокоинтеллектуальной системой радиолокационного противодействия и обороны. Су-34 обладает развитой системой боевой живучести, в том числе, на нем установлена бронированная кабина экипажа. В настоящее время идет плановое наращивание боевого потенциала самолетов за счет включения в состав вооружения новых АСП.
По отзывам летчиков и штурманов, самолет обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией полета от взлета, полета к цели, боевого применения и до посадки, удобен в пилотировании. На фронтовом бомбардировщике Су-34 установлено семь мировых рекордов, в том числе, высоты горизонтального полета с нагрузкой 5000 кг.
Источник -