100 лет со дня рождения легендарного советского летчика Александра Ивановича Покрышкина
Краткая биография легендарного советского летчика-аса Покрышкина Александра Ивановича, к 100 летию выдающегося воздушного бойца
pro-samolet.ru   

К 100 летию со дня рождения легендарного советского летчика Александра Ивановича Покрышкина

портрет герояCто лет назад, 19 марта, родился советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, новатор тактики истребительной авиации, выдающийся воздушный боец, человек-легенда - Александр Иванович Покрышкин. Cреди имен военных летчиков имя Покрышкина необходимо отметить особо. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новаторских тактических построений и приемов воздушного боя и яростным борцом с рутиной. Природная мудрость, честность, твердость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы. Покрышкин сбил на американском истребителе "Аэрокобра" Bell P-39 47 немецких самолетов, Голубев - 15 (по другим данным в общей сложности Александр Иванович уничтожил 116 вражеских самолетов, зачастую записывая свои победы на молодых летчиков, тем самым поощряя их).

Боец, целеустремленный и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.

Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному летчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах. Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.

Герой Советского Союза и национальный герой России родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 (19) марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в четырнадцать лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми. Мечта о летной профессии овладела Покрышкиным еще в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив седьмой класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из шестнадцати коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу. Через четыре года заветная путевка в авиашколу получена, он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только авиатехников.

документальное фото

Досконально изучив материальную часть самолетов, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника второго ранга Покрышкина. Но тот неукротим и в сентябре 1938 года, во время отпуска, за семнадцать дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в летное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу летчиков и получает направление в 55-oй истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от Советско - Румынской границы.

фотография летчика

Радость полетов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили ее энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полетов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

картина летчика

За два месяца до начала войны 55й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на самолетах второй мировой войны И-15 и И-153, был перевооружен на новенькие высотные истребители МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии. Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу", но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления - в бою все представлялось важным.

летчик возле самолета

Война стала для многих самым главным учителем. Кто учился быстро, оставался в живых. Покрышкин не только учился на собственном примере, но и анализировал ошибки, свои и чужие, а затем учил других. Много чего было за войну: бывал сбит, выходил из окружения вместе с пехотой, летал в тыл врага на разведку, дрался с превосходящими в несколько раз силами, разработал новый боевой порядок и новые тактические приемы (никогда не летал по прямой в бою) - "кубанская этажерка", "соколиный удар", метод патрулирования на больших скоростях по принципу маятника. До 1943 года летал на самолете под номером 13. После - под номером 100. В одном из боев отказало оружие: отвернуть от зенитной батареи нельзя - расстреляют. Летчик применил психическую атаку - пикировал на батарею почти до земли. Тому, кто собьет русского аса, сулили большие награды. Но эскадрилья Покрышкина была сплоченной и действовала слаженно. Поэтому потери несла меньшие, чем другие. Не раз Покрышкин оставлял пойманный в прицел самолет ради спасения своего летчика. До конца дней гордился, что все, кого он водил в бой, остались живы.

советский летчик

Однажды Покрышкин сказал: "Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел". В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли "пляской смерти", опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов. Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в самолете МиГ-3 Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти), как писал Александр Иванович в своих мемуарах "заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда".

документальное фото летчика

Малоизвестен такой случай из военной биографии Александра Ивановича Поокрышкина. Свой первый самолет он сбил уже в самые первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка, приземлившийся на фюзеляж в поле. Его пилот выжил, но штурман Семенов был убит. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным "аэрокобр" рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных "соколиным ударом" сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 "юнкерсов" (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке "Хозяин неба - Александр Покрышкин" фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: "Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь". Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.

Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда, при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе, единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе ("Да сколько их, Покрышкиных?!" - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.

фотография ветерана

После войны он долгие десять лет не получал звание генерала - хотя окончил Академию с отличием. В 1960-х защитил диссертацию по сетевому планированию в войсках ПВО. Но командование наградило за новации … сослуживца Покрышкина, который не имел к работе никакого отношения. Был председателем ДОСААФ и "заслуженным летчиком Франции". Но так и не стал "Заслуженным летчиком СССР" - как и Кожедуб. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.

могила героя

Последнее пристанище легендарного советского летчика-аса Покрышкина Александра Ивановича, фотография "кликабельна"

Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Болгарии - именной Як-3, подаренный ему земляками Новосибирцами, в музее Великой Отечественной войны в Кишиневе стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою" и "Тактика истребительной авиации".

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

РСК "МиГ" испытывает МиГ-29К/КУБ для МО РФ
К летным испытаниям серийных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ приступило ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ". Самолеты выпускаются по Государственному оборонному заказу. Об...
Международный "Авиадартс-2014" пройдет с 22 по 28 июля
Международный конкурс по воздушной выучке летных экипажей "Авиадартс-2014" состоится с 22 по 28 июля С 22 по 28 июля впервые...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме