Заседание ВПК при Правительстве РФ
|
Начало работы над новой Госпрограммой вооружений 2016-2025 гг
О начале работы над перспективной программой вооружений, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал во время селекторного совещания, посвященного выполнению гособоронзаказа за 2012 год. 30 января 2013 года Д.Рогозин сообщил в своем Twitter: "Утром провожу заседание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Начинаем работу над новой Госпрограммой вооружений 2016-2025 гг". После того, как заседание ВПК завершилось вице-премьер рассказал, что был рассмотрен план-график формирования проекта ГПВ, который должен установить правила, определяющие порядок проведения работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
Дмитрий Рогозин уточнил: "При этом в качестве исходных данных правила предусматривают прогноз угроз национальной безопасности России на 30-летний период, а также военно-технические и технико-экономические исходные данные на 10-летний период".
Новая программа будет иметь некоторые принципиальные отличия от выполняемой ныне ГПВ 2011-2020. Впервые формирование программы и отслеживание ее выполнения будет вестись с помощью цифровых технологий управления. С 2015 года на полную мощность должна заработать уникальная система "ГАС-ГОЗ" - государственная автоматизированная система гособоронзаказа, с помощью которой можно будет оперативно выявлять все бреши в оборонной достаточности, существующие ныне, и те, которые могут возникнуть в перспективе. И своевременно корректировать оборонзаказ. К тому же, эта система даст возможность в реальном режиме времени отслеживать текущий процесс выполнения гособоронзаказа и быстро реагировать на малейшие его сбои.
Д.Рогозин довольно точно указал на самое слабое место предыдущих ГПВ. Все они разрабатывались фактически без согласования с долгосрочным прогнозированием вероятных военных угроз России и вытекающими из него задачами Вооруженным силам.
Весь постсоветский период в принципе не задумывались, какие ВВСТ нужны, для решения каких именно боевых задач. Ситуация не изменилась и после того, как в 2005 году началась работа над новой Военной доктриной России и в 2010 году она была утверждена президентом. На прописанные в ней задачи армии и флоту тогдашние руководители Минобороны просто не обращали внимания, заключая договоры о закупке за рубежом, к примеру, вертолетоносцев "Мистраль", броневиков IVECO, итальянских колесных танков, израильских беспилотников устаревшего второго поколения, но одновременно отказываясь от заказа более совершенных отечественных образцов ВВСТ.
Надо добавить , что сначала оказались невыполненными подряд две государственные программы вооружения - "ГПВ 1996-2005" и "ГПВ 2001-2010". Их провал становился очевидным уже в середине каждого отмеренного срока. В то время прежде всего из-за крайне скудного и нестабильного финансирования гособоронзаказа. Верховный главнокомандующий Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов решили резко увеличить ассигнования, согласовали с правительством выделение на перевооружение армии большой суммы 4,939 трлн. рублей. Ее направили на осуществление третьей госпрограммы "ГПВ 2007-2015", которой по предложению Иванова предусматривался переход от одиночных к серийным поставкам военной техники - комплектами для целых подразделений. Такова была важнейшая задача, поставленная уже другому министру обороны Анатолию Сердюкову.
За четыре года Минобороны закупило в пять-шесть раз меньше всех видов ВВСТ, нежели намечалось по "ГПВ 2007-2015". Замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин 24 февраля 2011 года на пресс-конференции говорил, что план не был выполнен из-за неправильного распределения средств. В результате возникла четвертая программа "ГПВ 2011-2020" с солидным бюджетом - почти 19,7 трлн. руб. Только и она из-за срыва гособоронзаказа в первый же год действия начала демонстрировать тенденцию к провалу. Ситуацию смог спасти лишь возглавивший в начале прошлого года ВПК новый вице-премьер Дмитрий Рогозин. Благодаря его личному жесткому контролю гособоронзаказ-2012 удалось выполнить фактически в полном объеме и в срок. Впервые за весь постсоветский период.
И все же Рогозин, видимо, счел теперь необходимым к традиционной середине срока действующей ГПВ разработать и запустить опять новую госпрограмму, внутри которой уже будут четко прописаны нужные правила. Под новую программу будут запрошены, вероятно, и более значительные средства.
Впервые начнет свою работу Фонд перспективных исследований, на который возлагаются большие надежды. Он должен заниматься поиском и разработкой наиболее прорывных технологий, эффективно работающих как в оборонной сфере, так и в гражданской. Впервые начнется серийный выпуск многих образцов вооружения действительно нового поколения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по которым сейчас идут полным ходом. Возможно, мы увидим и готовые образцы оружия, поражающее действие которого основано на новых физических принципах. О том, что оно создается, в минувшем году говорилось неоднократно. На упоминавшемся в начале статьи селекторном совещании Дмитрий Рогозин подтвердил: работы в этом направлении идут.
В программу вооружений наверняка включат задание на разработку ПАК ДА - перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Это будет тяжелый стратегический самолет совершенно нового облика и новых боевых возможностей. В то же время, именно в период выполнения Госпрограммы вооружений 2016-2025 ВВС должны начать получать серийный Т-50 ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, или истребитель пятого поколения.
Армия получит и ракеты нового поколения самых различных классов: от стратегических до оперативно-тактических, в том числе - гиперзвуковых. Значительно обновится подводный и надводный флот ВМФ. Не исключено, что в его составе появятся авианосные соединения. Впервые уже на начальном этапе в разработку перспективной ГПВ активно включилась Военно-промышленная комиссия. При составлении предыдущей программы мнение и возможности промышленности практически не учитывались. Поэтому возникло множество проблем и коллизий, которые приходится устранять на ходу.
В частности, прежнее руководство Минобороны уже после того, как были сформированы основные положения Госпрограммы вооружений 2011-2020 гг., отказалось от принятого на вооружение БТР-90, не стало заказывать БМП-4, не стало брать уже собранные БМП-3, отменило проведение испытаний готового перспективного танка - "объект 195". Вместо этого в спешном порядке были даны задания на разработку и подготовку к серийному производству новой колесной платформы "Бумеранг", новой легкой гусеничной платформы "Курганец-25", на базе которой планируется выпуск перспективных БМП и БМД, а также новой тяжелой гусеничной платформы "Армата". Вся эта новейшая техника, как заявлялось, должна начать поступать в войска с 2014-2015 гг. Но возможно упомянутые образцы бронетехники войдут в программу до 2025 года.
В любом случае новая Госпрограмма вооружений будет самой взвешенной из всех ранее принимавшихся, самой просчитанной, самой интересной по новизне заказов и в то же время самой реалистичной.
В своем Facebook Дмитрий Рогозин написал:
"На сегодняшнем заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ рассмотрены и решены три вопроса:
1) О плане-графике по формированию проекта Госпрограммы вооружения на 2016-25 гг.
Будут введены Правила ГПВ, определяющие порядок проведения работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), которые в свою очередь включаются в программу вооружения после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других исследований для определения полного спектра возможностей государства по их созданию. При этом в качестве исходных данных правила предусматривают прогноз угроз национальной безопасности России на 30-летний период, а также военно-технические и технико-экономические исходные данные на 10-летний период.
2) О назначении д.т.н., 1-го замгендиректора Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Лепина В.Н. генеральным конструктором по носимому вооружению и боевой экипировке военнослужащих. При этом Лепин В.Н. также возглавит Совет главных (генеральных) конструкторов КБ ведущих предприятий стрелковой и боеприпасной отраслей, действующий в рамках "боевой лаборатории" ВПК.
3) Об образовании в ВПК советов по важнейшим направлениям деятельности:
- по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении гособоронзаказа;
- по развитию кадрового потенциала ОПК;
- по оснащению и развитию систем вооружения Сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты ВМФ и внутренних войск МВД России;
- по вопросам военно-экономического (технического) сотрудничества в формате ОДКБ;
- по спецхимии и новым материалам;
- по медико-биологическим проблемам;
- по авиастроению;
- по космической деятельности;
- по кораблестроению;
- по автоматизированным системам управления, связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и информационному противоборству.
Руководство деятельностью советов, в состав которых войдут разработчики, испытатели, производители, госзаказчики и пользователи ВВСТ, будут осуществлять постоянные члены Военно-промышленной комиссии".
|
Источники
 |
 |
Читайте на нашем сайте: