Авиационные происшествия и катастрофы в России
МЧС России отметило, что в 2012 году при авиакатастрофах в России чаще всего разбивались фронтовые бомбардировщики Су-24 и самолеты легкого класса СП-30. А также вертолеты Ми-2 и Белл 407. Тем не менее уровень авиационных происшествий был ниже, чем в 2011 году. В статье также приводится статистика катастрофы военных самолетов России с 2006 по 2011 годы.
pro-samolet.ru   

В 2012 году самолеты Су-24 разбивались чаще всего

Су-24По сообщению РИА Новости, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отмечает, что в 2012 году при авиационных происшествиях и катастрофах в России чаще всего разбивались фронтовые бомбардировщики Су-24 и самолеты легкого класса СП-30. Среди вертолетов самая высокая аварийность была у Ми-2 и Bell-407. В прогнозе центра "Антистихия" на 2013 год говорится, что "наибольшая аварийность - самолетов типа Су-24 и СП-30, а вертолетов - Bell-407 и Ми-2". Ведомство ранее сообщало, что в 2012 году в России случилось 29 авиакатастроф - это ниже в 1,4 раза (41 ЧС) показателя аналогичного периода 2011 года и ниже среднемноголетних значений (31 ЧС) на 6,5%. Зафиксировано также 20 авиационных происшествий с воздушными судами общего назначения (малая авиация) - это на 20% (16 ЧС) больше аналогичного периода прошлого года.

В авиакатастрофах в 2012 году погибло 77 человек. Это в два раза меньше, чем в 2011 году (162). Больше всего авиационных происшествий и катастроф произошло в:

  • Центральном (21%) и Южном (17%) федеральных округах,
  • при этом наибольшее число ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном и Южном (по 21%),
  • а с вертолетами - в Центральном и Приволжском (по 20%) ФО.

Су-24

Самолет Су-24 (по классификации НАТО - Fencer) - советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, который предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Является одним из наиболее массовых боевых самолетов современных ВВС России. Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Сухого.

Основные характеристики:

  • Размах крыла - 17,64 / 10,37 м;
  • Длина самолета - 24,53 м;
  • Высота самолета - 6,19 м;
  • Площадь крыла - 55,17 / 51,02 кв.м;
  • Масса, кг:
    — пустого самолета - 22 320,
    — нормальная взлетная - 36000,
    — максимальная взлетная - 39700;
  • Тип двигателя - 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ-21-Ф-3А;
  • Тяга:
    — нефорсированная - 2х76,49 кН ( х7800 кгс);
    — форсированная - 2х110,32 кН (2х11250 кгс);
  • Максимальная скорость, км/ч:
    — на высоте 11000 м - 2320,
    — на уровне моря - 1400;
  • Практическая дальность - 4270 км;
  • Боевой радиус действия - 560-1300 км;
  • длина разбега - 850-900 м;
  • длина пробега - 800-850 м;
  • практический потолок - 17500 м;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 6.
Спойлер: Катастрофы военных самолетов России

Катастрофы военных самолетов России

в период с 2006 по 2011 годы

2006 год

16 января в Амурской области потерпел крушение самолет-разведчик Су-24МР. Авария случилась в ходе тренировочного полета. Перед заходом на посадку у самолета отказала система перестановки крыла. По команде руководителя полетов экипаж вышел в зону аварийного покидания и катапультировался. Оба пилота живы.

15 марта под Воронежем в ходе выполнения планового учебного полета с военного аэродрома "Балтимор" разбился фронтовой бомбардировщик Су-24М ВВС России. Летчикам удалось катапультировались. Официальная версия - причиной аварии стал отказ основной и резервной гидросистем самолета.

28 июня в Псковской области на аэродроме "Остров", выполняя плановый полет по переподготовке летчиков при отрыве от взлетно-посадочной полосы, получил повреждения бомбардировщик Су-24 морской авиации. Во время взлета у Су-24 нарушилась и воспламенилась передняя стойка. Летчик-стажер и пилот-инструктор катапультировались и не пострадали. Самолет упал и сгорел за взлетно-посадочной полосой.

28 июня штурмовик Су-25 во время выполнения плановых полетов в районе Брянска потерпел катастрофу. Военный самолет Су-25 проводил плановый полет в составе звена из четырех Су-25. Потерпевший катастрофу самолет пилотировал заместитель командира полка подполковник Андрей Ваховский, который погиб. Подполковник А. Ваховский успел сообщить перед авиакатастрофой об ухудшении самочувствия, после чего перестал отвечать на запросы. По данным судмедэкспертизы, у А. Ваховского было заболевание, а перегрузки во время полета вызвали микроинсульт, это привело к потере сознания.

26 июля стало известно об аварии самолета Су-30 в подмосковном Жуковском. Катастрофа произошла во время испытаний в Летно-испытательном институте имени Громова. Самолет упал на территории аэродрома. Жертв и пострадавших в результате аварии нет.

27 июля истребитель МиГ-29УБ пилотажной авиагруппы "Стрижи" при взлете с военного аэродрома "Большое Савино" в Пермском крае потерпел аварию. Самолет направлялся из подмосковной Кубинки на авиашоу в Тюмень. Пилоты успели катапультироваться. На земле пострадавших нет. По сведениям ВВС России, катастрофа произошла по причине того, что МиГ-29УБ, который был ведущим, попал в стаю чаек.

30 июля при взлете с аэродрома "Черняховск" в Калининградской области потерпел катастрофу фронтовой бомбардировщик Су-24М морской авиации. Погибли два пилота - заместитель командира штурмового авиационного полка Балтийского флота полковник Виктор Пошехонцев и старший штурман полка подполковник Борис Седов.

14 сентября во время выполнения плановых полетов в Краснодарском Высшем военном авиационном училище на аэродроме "Армавир" произошла авария учебно-тренировочного самолета ВВС России Л-39. Погиб летчик-инструктор, а курсант третьего курса, находившийся в самолете, катапультировался.

2007 год

21 марта в Ростовской области во время плановых полетов 4-й воздушной армии ВВС и ПВО России на высоте около семи километров столкнулись два истребителя МиГ-29. Летчики, которые отрабатывали полет парой, катапультировались.

9 августа в Краснодарском авиаучилище потерпел аварию учебно-тренировочный самолет Л-39. На высоте 600 метров у УТС отказал двигатель. Пилоты катапультировались. Самолет упал в районе аэродрома.

23 августа в Хабаровском крае потерпел аварию бомбардировщик Су-24 в ходе выполнения планового учебного полета в районе аэродрома "Хурба". Пилоты катапультировались.

2008 год

28 января в Волгоградской области на аэродроме "Котельники" потерпел аварию учебный самолет Л-39 Краснодарского авиационного училища. Летчик-инструктор и курсант катапультировались и были доставлены в больницу, где летчик-инструктор скончался от полученных ранений.

1 февраля в Краснодарском крае в ходе выполнения плановых полетов разбился УТС Л-39 ВВС России. У самолета произошла остановка двигателя. Летчик отвел самолет в безопасный район и катапультировался.

20 марта в Приморье при выполнении плановых полетов в авиагарнизоне "Черниговка" разбился штурмовик Су-25. Пилот погиб.

29 июля потерпел аварию истребитель Су-27 ВВС России в Приморском крае, севернее Уссурийска. После проведения заводских работ полет проводился с целью облета самолета. Один пилот погиб, другому удалось катапультироваться.

17 октября в Забайкальском крае произошла авария истребителя МиГ-29, выполнявшего учебно-тренировочный полет. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. Причиной катастрофы стал отказ системы управления самолетом.

5 декабря потерпел катастрофу истребитель МиГ-29 в Забайкальском крае. Самолет разбился в Читинском районе. Летчик погиб. Пострадавших среди гражданского населения и разрушений в месте падения МиГ-29 нет.

19 декабря в Воронежской области потерпел аварию бомбардировщик Су-24 в ходе учебно-тренировочного полета. Самолет упал в 38 километрах юго-восточнее Воронежа. Пилоты смогли катапультироваться, разрушений на земле нет.

2009 год

15 января на взлетно-посадочной полосе аэропорта Махачкалы во время сильного тумана столкнулись два военно-транспортных самолета Ил-76, принадлежащих внутренним войскам. Возник пожар, который был потушен, однако один из самолетов получил значительные повреждения. Погибли четверо военнослужащих, еще четверо получили телесные повреждения.

17 марта в Краснодарском крае во время учебно-тренировочного полета потерпел катастрофу УБС Л-39 Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Летчик-инструктор - погиб.

17 июня в Мурманской области на аэродроме "Мончегорск" разбился бомбардировщик Су-24. При заходе на посадку самолет упал на взлетную полосу и полностью сгорел. Летчики Су-24 смогли катапультироваться.

19 июня в Ростовской области потерпел катастрофу бомбардировщик Су-24, который упал при заходе на посадку. Оба летчика катапультировались.

16 августа в период подготовки к авиасалону МАКС-2009 произошла авиакатастрофа, в которой столкнулись истребитель Су-27 и двухместный Су-27УБ из состава пилотажной группы "Русские витязи". При столкновении истребителей, командир "Русских витязей" гвардии полковник Игорь Ткаченко погиб, а двое летчиков пострадали. На земле пострадали четыре человека, сгорели три дома. Были госпитализированы двое мужчин и одна женщина, которая скончалась в больнице.

1 ноября в Якутии разбился военно-транспортный самолет Ил-76 МВД России. Самолет взял курс на Иркутск. После взлета его стало заносить вправо. Самолет пролетел два километра на высоте 20-30 метров и натолкнулся на рудный отвал, в результате чего загорелся и упал в безлюдном месте. Члены основного и сменного экипажей - 11 человек, находившиеся на борту - погибли.

6 ноября в Хабаровском крае, выполняя тренировочный полет над Татарским проливом, потерпел катастрофу противолодочный самолет Ту-142МЗ Министерства обороны России. На борту самолета находились 11 человек. Прервалась связь с экипажем, и исчезла отметка самолета с экранов наземных радиолокационных станций. Позже, во время поисковых работ удалось установить точное место падения самолета, обнаружить на дне и поднять на поверхность сотни крупных и мелких фрагментов самолета, а также несколько фрагментов тел летчиков.

2010 год

14 января в Хабаровском крае потерпел катастрофу самолет Су-27 дальневосточного объединения ВВС и ПВО, который выполнял плановый полет. Су-27 пропал с экранов радаров. На месте падения самолета было обнаружено тело пилота.

17 февраля в Ленинградской области на аэродроме в Пушкине во время взлета загорелся истребитель-бомбардировщик Су-24. Экипаж принял меры спасения самолета, но самостоятельно справиться с огнем не удалось. Летчики покинули Су-24 и остались живы. Самолет полностью сгорел.

29 мая произошла катастрофа учебно-боевого самолета Як-130 ВВС РФ в Липецке. Авария произошла при взлете. Экипаж катапультировался.

6 августа в Забайкальском крае потерпел аварию штурмовик Су-25 УБ. Экипаж самолета катапультировался. Осколки разбившегося самолета повредили крыши нескольких домов из села Ага-Хангил, местные жители не пострадали. Причиной катастрофы явилась ошибка летчика, связанная с выполнением группового полета.

20 сентября потерпел катастрофу истребитель Су-27 в Приморье. Самолет разбился почти сразу после взлета, упал и полностью сгорел. Пилоты смогли катапультироваться.

19 ноября в Пермском крае потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет упал в 60 километрах от аэродрома "Большое Савино". Летчики катапультировались. Полет выполнялся без боекомплекта.

28 декабря потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-22 на границе Тульской и Орловской областей. После взлета "Антей" пропал с экранов радаров. Через несколько часов его обломки были обнаружены в 100 километрах южнее Тулы, около поселка Красный Октябрь. На борту Ан-22 находились два экипажа в составе 12 человек, которые погибли.

2011 год

6 апреля под Владивостоком при заходе на посадку на аэродром "Центральная Угловая" разбился самолет Су-27СМ. Самолет упал на сарай, и произошел пожар. На борту боекомплекта не было. Летчик смог катапультироваться.

23 июня в 43 километрах от города Ахтубинск в Астраханской области потерпел крушение истребитель МиГ-29КУБ, который летел с испытательного полигона. Экипаж истребителя погиб.

6 сентября в Пермском крае разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Сгоревший самолет обнаружили возле деревни Болгары. Два летчика погибли.

20 октября при заходе на посадку в Амурской области на авиабазе "Украинка" потерпел крушение фронтовой бомбардировщик Су-24. В результате чего сломалась стойка шасси самолета, он перевернулся и загорелся. Пилот и штурман погибли.

29 декабря при посадке на аэродром "Мариновка" в Волгоградской области бомбардировщик Су-24, выполняя плановый полет, загорелся. Оба члена экипажа смогли катапультироваться.



Спойлер: Катастрофы военных самолетов России

СП-30

СП-30 - Двухместный, цельнометаллический самолет СП-30 выполнен по нормальной схеме подкосного высокоплана с тянущим винтом, трехопорным шасси с носовым управляемым колесом. Расположение экипажа "рядом". Двухместный самолет СП-30 относится к классу очень легких воздушных судов взлетной массой до 500 кг. Спроектирован на основе норм летной годности JAR-VLA. Область применения: выполнение защитных авиационно-химических работ в сельском хозяйстве по борьбе с сорняками, вредителями, болезнями растений, саранчой, внесение регуляторов роста, аэросев, патрулирование, видеонаблюдение. Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллической конструкции. Кабина летчика с двумя рядом расположенными сиденьями закрыта просторным остекленным фонарем с хорошим обзором.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина, м - 6,3
  • Высота, м - 2,69
  • Максимальная ширина фюзеляжа, м - 1,2
  • База шасси, м - 1,4
  • Колея шасси, м - 1,8
  • Размер пневматиков колес - 440х190
  • Двигатель модель - ROTAX 912 ULS
  • Двигатель тип - четырехтактный, четырехцилиндровый, оппозитный
  • Двигатель мощность - 100 при n=5800
  • на взлетном режиме, л.с. - 100 при n=5800
  • на максимально продолжительном, л.с.- 100 при n=5800
  • при 75% оборотов, л.с. - 78 при n=4350
  • максимальная скорость горизонтального полета - 140 км/ч
  • крейсерская скорость - 110 км/ч
  • скорость сваливания - 55 км/ч
  • скороподъемность - 3,0 м/с
  • Максимальная высота полета - 3000 м
  • Максимальная продолжительность полета - 3 ч
  • Эффективная ширина захвата при АХР - 20 м
  • Количество заправляемого топлива, л - 60
  • Количество заправляемого масла, л - 2,5
  • Количество охлаждающей жидкости, л - 1,5
  • Расход рабочей жидкости - 3-8 л/га.

Вертолет

Белл 407 (Bell 407) - легкий многоцелевой вертолет. Разработан американской фирмой Bell Helicopter Textron, в качестве базового образца использовался вертолет Bell 206L-4 LongRanger. Прототип совершил первый полет 21 апреля 1994 года. Первый полет предсерийного вертолета прошел 29 июня 1995 года. В 1996 году вертолет сертифицировали. Первые вертолеты были заказаны фирмой Petroleum Helicopters. До 1999 года было построено более 300 вертолетов.

Ми-2

Ми-2 (Hoplite) - советский многоцелевой вертолет, разработан ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было начато серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. И в настоящее время Ми-2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и "Ансатом".

Военные варианты, предназначенные для боевых операций, могли быть оснащены:

  • пушкой НС-23 и 6 пулеметами;
  • пушкой НС-23 и 2х16 НАР С-5;
  • пушкой НС-23, 2 пулемётами и 4 противотанковыми управляемыми ракетами "Малютка";
  • пушкой НС-23, 2 пулемётами и 4 самонаводящимися зенитными ракетами "Стрела-2М"
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Главком ВВС: К концу 2013 года будут приниматься восемь перспективных Т-50
Главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев сообщил, что в марте 2013 года начнутся Государственные испытания пяти истребителей 5-го поколения ...
Конструктор Архангельский
Русский инженер и советский авиаконструктор Александр Александрович Архангельский (1892 - 1978) относится к поколению людей, биография которых является живой историей...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме