И-16 впервые поднялся в небо 75 лет назад
pro-samolet.ru   
75 лет назад в небо впервые поднялся первый истребитель И-16, который был построен на Новосибирском авиазаводе. За свою короткую, десятилетнюю жизнь, самолет И-16 совершил множество полетов и принял участие в воздушных боях в период между гражданской войной в Испании до Великой Отечественной войны. И-16 имел много модификация на которых летали известные летчики СССР.

75 лет назад с аэродрома новосибирского авиазавода взлетел самолет И-16

И-1675 лет назад - 4 ноября 1937 года поднялся в небо первый самолет И-16 конструкции Поликарпова, построенный на новосибирском авиационном заводе № 153, на котором в 1937 году выпустили 27 самолетов. В период с 1938 по 1940 годы было передано более шестисот самолетов И-16 на вооружение Красной Армии. Для своего времени И-16 был прогрессивным самолетом и во многом был первым: первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси; первый скоростной истребитель-моноплан новой генерации; первый в мире истребитель с пушечным вооружением; ему принадлежит первая в мире успешная ракетная атака над Халхин-Голом; на самолете И-16 впервые реализована синхронная стрельба из крупнокалиберных пулеметов.

Судьба самолета И-16 была короткой - не более десяти лет, но яркой. Первый полет на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым - 30 декабря 1933 года. На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли летчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок.

Летчиками-испытателями были:

  • Аркадий Никифорович Екатов,
  • Александр Иванович Филин,
  • Валерий Павлович Чкалов,
  • Иван Евграфович Федоров,
  • Владимир Константинович Коккинаки,
  • Василий Андреевич Степанчонок

По причинам трудностей в пилотировании специальным приказом позволили управлять самолетом И-16 только самым опытным летчикам.

Многие советские летчики-асы летали на этом самолете: Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Борис Сафонов и многие другие. Валерий Чкалов впервые в мире выполнил на И-16 восходящий штопор (1 и 2 марта И-16 проходил испытания на штопор). За свою короткую жизнь, самолет принял участие во многих воздушных боях: и в войне в Испании, и на Халхин-Голе и во время Великой Отечественной войны.

Самолеты второй мировой

И-16 Испанской республики атакует "Мессершмитт",
Художник: Михаил Петровский

Боевые действия

1936 год
- Гражданская война в Испании. Советские пилоты на машинах И-16 тип 5 и И-16 тип 10 показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами, и до появления самолета Мессершмитт Вf 109 оставались королями воздуха. Официальное название самолета в армии Франко - "Боинг", в Республиканских войсках - Mosca (муха). Неофициально летчики люфтваффе и франко называли И-16 - Rata (крыса). В небе Испании сражалось 422 И-16 (советской постройки).
1937 год
- Вторая японо-китайская война. Поставки И-16 гоминьдановскому Китаю, до 1941 года около 215 самолетов ("Яньтзу" - ласточка).
1938 год
- Хасанские бои. И-16 прикрывали группу ТБ-3РН во время бомбардировки высоты Заозерная.
1939 год
- Советско-японский конфликт на Халхин-Голе. Действовал совместно с И-153, согласно военной доктрине тех лет. По плану, И-16 должны были сковывать боем истребители противника, а на маневренные "Чайки" возлагалась задача уничтожения.
1939 год
- Польский поход РККА.
1940 год
- Советско-финская война.
1941 год
- Великая Отечественная война. К началу войны самолет составлял основу истребительного парка СССР.

Истребитель СССР

Самолет И-16 Б. Ф. Сафонова. Художник: Андрей Жирнов

Основные модификации

Всего было выпущено 10292 самолета И-16 всех типов (без выпуска за рубежом) 10292 единицы.

  • И-16 c М-22 (ЦКБ-12).
    Первый серийный И-16. Внешне отличался очень большим диаметром капота двигателя. Винт металлический без кока. Сдвижной фонарь (козырек) Вооружение два ШКАС вне диска винта с 900 патронов на каждый. За 1934-36 годы было выпущено несколько сотен экземпляров. Полетная масса серийных - 1345 кг.
  • И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис).
    Двигатель М-25. Была поставлена (впервые) 8 мм бронеспинка сиденья летчика. Скорость достигала 455 км/ч на 4000 метрах. Более сложные в пилотировании, чем И-16 с М-22. Увеличился разбег. От сдвижного фонаря, начиная с этой серии, отказались по требованию летчиков. Выпускалась весь 1935 год вплоть до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировалась.
  • И-16 тип 5.
    Внешние отличие от типа 4 - капот двигателя примыкал почти вплотную к фюзеляжу, на винте кок и храповик для запуска. Вооружение то же, но предусмотрена подвеска до 200 кг бомб. С июля 1935 в серии. В период 1935-1937 был самым массовым в серии. Применялся в Испании.
  • И-16 тип 10.
    Двигатель М-25В в 750 л.с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных под двигателем с 650 патронами на ствол. Полетная масса возросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолет строился в больших количествах.
  • И-16 тип 17.
    Модификация типа 10 с двигателем М-25В крыльевые ШКАСы заменены на ШВАК (по 150 снарядов на ствол). Визуальное отличие - хвостовой костыль заменен на хвостовое колесо с цельной резиной. Самолет строился в больших количествах.
  • И-16 тип 18.
    Модификация типа 10 с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и с винтом ВИШ-6А (2 шага). Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях самолет стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халкин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолет показал хорошие летные данные и после небольших модификаций был рекомендован в серию.
  • И-16 тип 24.
     Модификация типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63. Конструкция была местами усилена. Между лонжеронами была введена под полотном 3-мм фанерная обшивка что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Было введено 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254 л). Вооружение - 2 пулемета ШКАС и 2 пушки ШВАК. Могли подвешивать до 6 РС-82. Бомбовая нагрузка - не более 500 кг. Масса достигала 2050 кг.
  • И-16 типы 28, 29, 30.
    Как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный - максимальная скорость (без подвески) - до 489 км/ч на высоте 5000 м.

Производство самолетов И-16:

1934

Заводы
1934
№ 39 имени Менжинского (Москва)
50
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
-
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
50

1935

Заводы
1935
№ 39 имени Менжинского (Москва)
4
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
527
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
531

1936

Заводы
1936
№ 39 имени Менжинского (Москва)
4
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
902
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
906

1937

Заводы
1937
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1881
№ 153 (Новосибирск)
6
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1887

1938

Заводы
1938
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1070
№ 153 (Новосибирск)
105
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1175

1939

Заводы
1939
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
1571
№ 153 (Новосибирск)
264
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
1835

1940

Заводы
1940
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
2207
№ 153 (Новосибирск)
503
№ 458 (Ростов-на-Дону)
-
Итого
2710

1941

Заводы
1941
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
336
№ 153 (Новосибирск)
423
№ 458 (Ростов-на-Дону)
356
Итого
1115

1942

Заводы
1942
№ 39 имени Менжинского (Москва)
-
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький)
-
№ 153 (Новосибирск)
-
№ 458 (Ростов-на-Дону)
83
Итого
83

Данные по заводу № 153 несколько отличаются: на сайте "Сухого" 1937 год - выпущено 27 самолетов, у Маслова М. А - 6.

На новосибирском авиазаводе выпускались передовые для своего времени истребители Як-7. В 1947 году здесь было запущено серийное производство реактивных истребителей МиГ-15, а с 1951 - МиГ-17. В 1954 году с заводского аэродрома взлетел первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Важным этапом в истории предприятия стало начало сотрудничества с ОКБ Сухого. В производство были запущены истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, Су-15УТ, ставшие основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. В 1973 г. здесь началось серийное производство многоцелевого штурмовика Су-24.В состав холдинга "Сухой" НАПО им. В.П. Чкалова вошло в 2001 году. Объединение участвует в реализации всех его приоритетных программ. Здесь организована сборка отсеков фюзеляжа среднемагистрального пассажирского лайнера "Сухой Суперджет 100". Ведется серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34.

Медаль

Сайт ОАО "Компания «Сухой»" - Сайт ОАО "Компания «Сухой»"

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме