И-16 впервые поднялся в небо 75 лет назад
|
75 лет назад с аэродрома новосибирского авиазавода взлетел самолет И-16
75 лет назад - 4 ноября 1937 года поднялся в небо первый самолет И-16 конструкции Поликарпова, построенный на новосибирском авиационном заводе № 153, на котором в 1937 году выпустили 27 самолетов. В период с 1938 по 1940 годы было передано более шестисот самолетов И-16 на вооружение Красной Армии. Для своего времени И-16 был прогрессивным самолетом и во многом был первым: первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси; первый скоростной истребитель-моноплан новой генерации; первый в мире истребитель с пушечным вооружением; ему принадлежит первая в мире успешная ракетная атака над Халхин-Голом; на самолете И-16 впервые реализована синхронная стрельба из крупнокалиберных пулеметов.
Судьба самолета И-16 была короткой - не более десяти лет, но яркой. Первый полет на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым - 30 декабря 1933 года. На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли летчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок.
Летчиками-испытателями были:
- Аркадий Никифорович Екатов,
- Александр Иванович Филин,
- Валерий Павлович Чкалов,
- Иван Евграфович Федоров,
- Владимир Константинович Коккинаки,
- Василий Андреевич Степанчонок
По причинам трудностей в пилотировании специальным приказом позволили управлять самолетом И-16 только самым опытным летчикам.
Многие советские летчики-асы летали на этом самолете: Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Борис Сафонов и многие другие. Валерий Чкалов впервые в мире выполнил на И-16 восходящий штопор (1 и 2 марта И-16 проходил испытания на штопор). За свою короткую жизнь, самолет принял участие во многих воздушных боях: и в войне в Испании, и на Халхин-Голе и во время Великой Отечественной войны.
И-16 Испанской республики атакует "Мессершмитт",
Художник: Михаил Петровский
Боевые действия
- 1936 год
- - Гражданская война в Испании. Советские пилоты на машинах И-16 тип 5 и И-16 тип 10 показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами, и до появления самолета Мессершмитт Вf 109 оставались королями воздуха. Официальное название самолета в армии Франко - "Боинг", в Республиканских войсках - Mosca (муха). Неофициально летчики люфтваффе и франко называли И-16 - Rata (крыса). В небе Испании сражалось 422 И-16 (советской постройки).
- 1937 год
- - Вторая японо-китайская война. Поставки И-16 гоминьдановскому Китаю, до 1941 года около 215 самолетов ("Яньтзу" - ласточка).
- 1938 год
- - Хасанские бои. И-16 прикрывали группу ТБ-3РН во время бомбардировки высоты Заозерная.
- 1939 год
- - Советско-японский конфликт на Халхин-Голе. Действовал совместно с И-153, согласно военной доктрине тех лет. По плану, И-16 должны были сковывать боем истребители противника, а на маневренные "Чайки" возлагалась задача уничтожения.
- 1939 год
- - Польский поход РККА.
- 1940 год
- - Советско-финская война.
- 1941 год
- - Великая Отечественная война. К началу войны самолет составлял основу истребительного парка СССР.
Самолет И-16 Б. Ф. Сафонова. Художник: Андрей Жирнов
Основные модификации
Всего было выпущено 10292 самолета И-16 всех типов (без выпуска за рубежом) 10292 единицы.
- И-16 c М-22 (ЦКБ-12).
Первый серийный И-16. Внешне отличался очень большим диаметром капота двигателя. Винт металлический без кока. Сдвижной фонарь (козырек) Вооружение два ШКАС вне диска винта с 900 патронов на каждый. За 1934-36 годы было выпущено несколько сотен экземпляров. Полетная масса серийных - 1345 кг.
- И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис).
Двигатель М-25. Была поставлена (впервые) 8 мм бронеспинка сиденья летчика. Скорость достигала 455 км/ч на 4000 метрах. Более сложные в пилотировании, чем И-16 с М-22. Увеличился разбег. От сдвижного фонаря, начиная с этой серии, отказались по требованию летчиков. Выпускалась весь 1935 год вплоть до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировалась.
- И-16 тип 5.
Внешние отличие от типа 4 - капот двигателя примыкал почти вплотную к фюзеляжу, на винте кок и храповик для запуска. Вооружение то же, но предусмотрена подвеска до 200 кг бомб. С июля 1935 в серии. В период 1935-1937 был самым массовым в серии. Применялся в Испании.
- И-16 тип 10.
Двигатель М-25В в 750 л.с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных под двигателем с 650 патронами на ствол. Полетная масса возросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолет строился в больших количествах.
- И-16 тип 17.
Модификация типа 10 с двигателем М-25В крыльевые ШКАСы заменены на ШВАК (по 150 снарядов на ствол). Визуальное отличие - хвостовой костыль заменен на хвостовое колесо с цельной резиной. Самолет строился в больших количествах.
- И-16 тип 18.
Модификация типа 10 с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и с винтом ВИШ-6А (2 шага). Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях самолет стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халкин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолет показал хорошие летные данные и после небольших модификаций был рекомендован в серию.
- И-16 тип 24.
Модификация типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63. Конструкция была местами усилена. Между лонжеронами была введена под полотном 3-мм фанерная обшивка что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Было введено 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254 л). Вооружение - 2 пулемета ШКАС и 2 пушки ШВАК. Могли подвешивать до 6 РС-82. Бомбовая нагрузка - не более 500 кг. Масса достигала 2050 кг.
- И-16 типы 28, 29, 30.
Как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный - максимальная скорость (без подвески) - до 489 км/ч на высоте 5000 м.
Производство самолетов И-16:
Заводы
|
1934
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
50
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
-
|
№ 153 (Новосибирск) |
-
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
50
|
Заводы
|
1935
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
4
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
527
|
№ 153 (Новосибирск) |
-
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
531
|
Заводы
|
1936
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
4
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
902
|
№ 153 (Новосибирск) |
-
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
906
|
Заводы
|
1937
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
1881
|
№ 153 (Новосибирск) |
6
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
1887
|
Заводы
|
1938
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
1070
|
№ 153 (Новосибирск) |
105
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
1175
|
Заводы
|
1939
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
1571
|
№ 153 (Новосибирск) |
264
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
1835
|
Заводы
|
1940
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
2207
|
№ 153 (Новосибирск) |
503
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
-
|
Итого |
2710
|
Заводы
|
1941
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
336
|
№ 153 (Новосибирск) |
423
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
356
|
Итого |
1115
|
Заводы
|
1942
|
№ 39 имени Менжинского (Москва) |
-
|
№ 21 имени Орджоникидзе (Горький) |
-
|
№ 153 (Новосибирск) |
-
|
№ 458 (Ростов-на-Дону) |
83
|
Итого |
83
|
Данные по заводу № 153 несколько отличаются: на сайте "Сухого" 1937 год - выпущено 27 самолетов, у Маслова М. А - 6.
На новосибирском авиазаводе выпускались передовые для своего времени истребители Як-7. В 1947 году здесь было запущено серийное производство реактивных истребителей МиГ-15, а с 1951 - МиГ-17. В 1954 году с заводского аэродрома взлетел первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Важным этапом в истории предприятия стало начало сотрудничества с ОКБ Сухого. В производство были запущены истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, Су-15УТ, ставшие основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. В 1973 г. здесь началось серийное производство многоцелевого штурмовика Су-24.В состав холдинга "Сухой" НАПО им. В.П. Чкалова вошло в 2001 году. Объединение участвует в реализации всех его приоритетных программ. Здесь организована сборка отсеков фюзеляжа среднемагистрального пассажирского лайнера "Сухой Суперджет 100". Ведется серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34.
Сайт ОАО "Компания «Сухой»" -