ВВС России скоро получат новый истребитель
|
К летным испытаниям многофункционального сверхманевренного истребителя Су-30СМ приступили ОАО "Корпорация «Иркут»" и ОАО "ОКБ Сухого". Самолет Су-30СМ предназначен для Министерства обороны России. По сообщению пресс-службы "Корпорации "Иркут", в пятницу, 21.09.2012 на аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал ОАО "Корпорация «Иркут»") совершил первый полет истребитель Су-30СМ, разработанный ОАО "ОКБ Сухого". Полет продолжался 2 часа и прошел без замечаний. А 25 сентября 2012 к летным испытаниям присоединился второй истребитель. Полет продолжался 1 час 40 минут и прошел также без замечаний. Первый и второй самолеты пилотировали летчики-испытатели ОАО "ОКБ Сухого" - командир экипажа Костин Сергей Владимирович, летчик-испытатель 1 класса и Маловечко Павел Николаевич, заслуженный штурман-испытатель РФ.
Истребитель Су-30СМ пилотировали:
|
|
|
Костин Сергей Владимирович Летчик-испытатель 1 класса ОАО "ОКБ Сухого", мастер спорта РФ по высшему пилотажу на спортивных самолетах.
|
Маловечко Павел Николаевич Заслуженный штурман-испытатель РФ. Полковник ВВС РФ. Награжден орденом Мужества и двумя орденами "За Военные Заслуги".
|
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, адаптированный под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Внесены изменения и в состав вооружения.
По заявлению Министра обороны России Анатолия Сердюкова "Предстоящее поступление в Вооруженные Силы современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения".
В марте 2012 года подписан контракт между Министерством обороны РФ и ОАО "Корпорация «Иркут»" на поставку в войска тридцати многоцелевых истребителей Су-30СМ в период до 2015 года. Олег Демченко - Президент "Корпорации «Иркут»", заявил в августе, что поставки самолетов заказчику начнутся уже в 2012 году. Также в августе 2012 года, первый замминистра обороны Александр Сухоруков сказал, что до конца года может быть заключен еще один контракт на вторую партию Су-30СМ.
Летчики получат самолеты Су-30СМ менее, чем через год после оформления заказа
Контракт на поставку истребителей Су-30СМ реализуется относительно быстро. За последнее время подобного не было ни разу - чтобы ВВС России получили новый тип самолета менее, чем через год после оформления заказа. Однако это стало реально возможным. Многоцелевой истребитель Су-30СМ является развитием семейства Су-30МКИ, хорошо отработанного за предыдущие годы. ОАО "Корпорация «Иркут»" и ОАО "ОКБ Сухого" задолго до подписания контракта на поставку Су-30СМ начали работу над вариантом самолета для ВВС России. В последние годы Иркутский авиационный завод, являющийся мощной производственной площадкой корпорации "ИРКУТ", наращивал темпы серийного выпуска самолетов данного типа и совершенствовал технологии, расширяя производственную базу.
Истребители Су-30СМ имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Авионика Су-30СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений. Вероятно, часть таких задач уже решена, ведь, как было процитировано выше "специалисты ОАО "ОКБ Сухого" адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания" и "внесли изменения в состав вооружения".
Прародитель самолета Су-30СМ - это Су-30МКМ, а не Су-30МКИ
Однако стоит сказать, что тезис о том, что самолет Су-30СМ - это модификация Су-30МКИ, является не совсем точным. Ведь экспортные самолеты семейства СУ-30 не должны восприниматься, как что-то неизменное. В Индию Су-30МКИ поставлялись последовательно с дальнейшей доработкой самолетов из первой партии. Во второй половине 2000-х годов на Су-30МКМ (версия для Малайзии) сформировался окончательный облик поставочных самолетов, которые получили и современные оптико-электронные оборонительные системы. Можно добавить, что неофициально представители "Корпорации «Иркут»" говорили о том, что прародителем самолета Су-30СМ стал именно Су-30МКМ.
Самолеты Су-30СМ с уникальными на сегодняшний день боевыми качествами дают возможность создавать компактные авиационные группировки, которые одинаково хорошо приспособлены для борьбы с воздушным, наземным и морским противником. В связи с этим можно сделать предположение о вероятном развертывании Су-30СМ в составе группировки Черноморского флота России, где число и состав авиации ограничены соглашениями с Украиной.
Модфикации Су-30
Модификации многоцелевого истребителя СУ-30:
- Су-30К (коммерческий) - коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS). Первый полёт - 1993 год. Двигатели - АЛ-31Ф.
- Су-30МК (модернизированный, коммерческий) - двухместный ударный самолет, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полет - 1993 год. Двигатели - АЛ-31ФП, расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов. Но в сравнении с Су-27 летные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полета - с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
- Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) - версия Су-30МК для Алжира. Первый полет - 2007 год.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) - версия Су-30МК для Индии. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М "Барс" с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) - версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель без переднего горизонтального оперения, с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31ФП.
- Су-30МК2 - усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полет - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП.
- Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) - версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. РЛС БРЛС Н011М.
- Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, венесуэльский) - версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 - версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские летные испытания первого серийного Су-30М2.
- Су-30СМ - модернизированный многоцелевой истребитель, предназначенный для ВВС России.
- Су-30КН (коммерческий) - двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом. Первый полет - 1999 год.
Модфикации Су-30
О подготовке пилотов
Можно попробовать проанализировать и другую часть заявления Министра обороны России А. Сердюкова: "технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения".
Перспективные самолеты ВВС России Су-35С и Т-50 имеют одноместные кабины пилота. Новейшие самолеты Як-130 решают задачу первичного обучения пилотов. Но подготовка летчиков не ограничивается обучением полету и применением оружия. Когда дело касается освоения тактики воздушного боя с реальным применением всего вооружения и передачи боевого опыта, тогда боевые самолеты с двухместными кабинами могут оказаться незаменимыми. Нужно сказать, что современные самолеты Су-30СМ, Су-35С и Т-50 являются сверхманевренными истребителями с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. И двухместные самолеты Су-30СМ дают возможность значительно быстрее подготовить достаточное число пилотов для ВВС России.