ВВС России получили первую партию самолетов Як-130 от "Корпорации «Иркут»"
pro-samolet.ru   
ВВС России получили первую партию из шести учебных самолетов Як-130. Всего же Компанией Иркут должно быть поставлено 55 самолетов. По некоторым данным потребность в УТС составляет 200 самолетов. Однако, если на внутреннем рынке вопросов с поставками нет, то в мире у самолета Як-130 есть конкуренты в Италии и Китае, с которыми, впрочем, можно успешно соперничать.

СамолетВоенно-воздушные силы России получили первую партию УБС Як-130, состоящую из 6 самолетов, от ОАО "Корпорация «Иркут»", входящее в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАО "ОАК"). Пресс-служба корпорации передала информацию, что 5 октября 2012 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (филиал ОАО "Корпорация «Иркут»") к месту постоянного базирования (г. Борисоглебск) перегон первых трех учебно-боевых самолетов Як-130 завершили летчики Борисоглебского учебного авиационного центра Военно-воздушных сил России. В период до 2015 года в ВВС России должны поступить 55 учебно-боевых самолетов Як-130 - это предусмотрено контрактом между Минобороны РФ и ОАО "Корпорация «Иркут»". Контракт был подписан 07.12.2011 года.

Ранее сообщалось

Як-130В декабре 2011 года сообщалось, что РИА Новости, ссылаясь на заявления начальника управления информации и пресс-службы Министерства обороны России полковника Игоря Конашенкова, передавали, что контракт на закупку 55 учебно-боевых и тренировочных самолетов ЯК-130 для Минобороны России подписан министром обороны России А. Сердюковым и президентом "Иркут" А. Федоровым. Стоимость контракта не оглашалась, но было известно, что самолеты должны быть поставлены до конца 2015 года.

В начале ноября 2011 года Главком ВВС России Александр Зелин сообщал, что до конца года оборонное ведомство приобретет 65 учебно-боевых и тренировочных самолетов Як-130. С его слов получалось, что поставка самолетов завершится в 2017 году. Сумма этой сделки оценивалась в 30 миллиардов рублей. По всей видимости, десять оставшихся Як-130 Минобороны РФ приобретет после 2015 года - государственная программа вооружений России на 2011-2020 годы предусматривала закупку именно 65 Як-130.



Ранее сообщалось
Как сказал президент ОАО "Корпорация «Иркут»" Олег Демченко, "Наше предприятие будет наращивать производство боевых самолетов по гособоронзаказу. Совместно с "ОКБ Сухого" мы ведем испытания новых многоцелевых истребителей Су-30СМ с функцией обучения летного состава. В 2012 году "Иркут" планирует передать первые самолеты этого типа Министерству обороны России". Для организации выпуска Як-130 Иркутский авиазавод перешел на комплексное использование самых современных цифровых технологий, что дало возможность увеличить качество продукции и сократить продолжительность производства, - отметил О. Демченко

Министр обороны России Анатолий Сердюков, комментируя событие, сказал: "оснащение ВВС самолетами Як-130 позволит вывести обучение летчиков на требуемый уровень и подготовить их к освоению боевых машин нового поколения, к массовым закупкам которых приступает военное ведомство".

Самолет ВВС России

"Это прекрасные самолеты. Они способны решать как учебные, так и боевые задачи с применением практически всего класса вооружений, который у нас сейчас есть. При этом машины очень просты в эксплуатации. Для первоначального обучения курсантов лучше не придумаешь, - сказал Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. - По мере их поступления в войска мы создадим новую пилотажную группу, которая будет летать на Як-130. Это очень высокоманевренный самолет, и не показывать его нельзя".

Главная изюминка Як-130 - комплексная система управления, которая позволяет обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа, включая вход в штопор и выход из него.

"Вместе с тем система предохраняет пилота от ошибок: например, она автоматически уведет самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты", - сообщил заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. Бортовая электроника Як-130 позволяет имитировать особенности поведения в воздухе почти всех типов современных истребителей, начиная с МиГ-29 и Су-30 и заканчивая F-22 и F-35. И это очень важно. Летный час учебного самолета стоит в пять раз меньше, чем истребителя. Но из-за того, что современных учебных самолетов у нас почти нет, летчики вынуждены обучаться сначала на стареньких чешских L-39, а потом на учебно-боевых МиГ-29УБ. Массовые поставки Як-130 должны в корне изменить ситуацию. Это позволит не только сэкономить значительные средства, но и быстро восполнить дефицит высококлассных военных летчиков, который в последнее время стал ощущаться особенно остро.

В 2011 году ОАО "Корпорация «Иркут»" выполнила контракт на поставку самолетов Як-130 иностранному заказчику. По имеющимся данным заказы на поставку УБС Як-130 существуют:

  • Белоруссия - заказано 6 Як-130
  • Вьетнам - заказано 8 Як-130
  • Сирия - заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн, по состоянию на февраль 2012 года
  • Ливия - заказано 6 Як-130. Контракт аннулирован.

Также рассматривают возможность приобретения страны:

  • Малайзия - Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолет Hawk и итальянский Aermacchi
  • Филиппины - Як-130 впервые принимает участие в тендере Минобороны Филиппин на поставку шести учебно-боевых самолетов. Потенциальными участниками конкурса и конкурентами Як-130 могут быть корейская компания KAI и итальянская Alenia Aermacchi с самолетами T/A-50 Golden Eagle и Aermacchi M-346 соответственно.
  • Казахстан - Министерство обороны Казахстана проявила интересы к самолетам Як-130, для обновления парка учебно тренировочной авиации. Начались переговоры с Россией о поставках новых самолетов в количестве около 24-36 единиц, как заявила российская сторона после заключения сделки о самолётах Як-130 намерены предложить Казахстану истребителей семейства Су-30МК2 и Су-35С для дополнения парка истребителей Су-27.

Более подробную информацию по существующим и наиболее вероятным заказам на Як-130 смотрите ниже в таблице.

Западные аналоги самолёта

Но если на внутреннем рынке сбыт Як-130 гарантирован на годы вперед ("Иркут" должен поставить 55 Як-130, а Минобороны нужно 200 УТС), то его экспортный потенциал довольно сильно ограничен. Несколько лет назад самолет Як-130 дал начало сразу двум весьма перспективным - итальянскому самолету M-346 и китайскому L-15. Эти самолеты получились ничуть не хуже базовой модели и уже нашли первых покупателей на мировом рынке вооружений.

Итальянский самолет

Alenia AermacchiКомпанией Alenia Aermacchi была выкуплена за 77 млн долларов вся конструкторская и техническая документация на планер Як-130 и начата разработка собственного самолета - M-346 Master. "Наш самолет легче российского, у него другой двигатель и другое оборудование", - сказал представитель Alenia Aermacchi Марко Бонелли. В конструкции M-346 широко применялись композитные материалы и титан, что позволило уменьшить его массу почти на 700 кг и улучшить аэродинамические характеристики. На итальянском самолете установлены американские двигатели корпорации Honeywell, которые на определенных режимах полета позволяют развивать сверхзвуковую скорость, тогда как Як-130 в нынешней комплектации этой возможности, по сути, лишен.

Самолет ВВС Китая

Китайская Hongdu Aviation Industries Group начала разрабатывать собственный учебный самолет еще в конце 90-х годов XX века. В начале 2000-х к проекту подключились ОКБ Яковлева и украинское предприятие "Мотор-Сич". Наша сторона передала китайцам чертежи и техническую документацию на Як-130, Украина предоставила для прототипа самолета двигатели АИ-222К-25Ф. Похожие силовые установки стоят и на Як-130, но моторы для L-15 оснащаются еще и специальной форсажной камерой, что позволяет ему развивать сверхзвуковую скорость. Новый прототип L-15 впервые полетел в марте 2006 года и превзошел все ожидания китайцев.

Существующие и наиболее вероятные заказы на Як-130

Количество

Страна
Количество
Россия
55
Россия
12
Россия
145
Алжир
16
Алжир
8–12
Сирия
36
Ливия
6
Вьетнам
24
Казахстан
12–24
Белоруссия
6–12
Малайзия
12–24
Венесуэла
12–24
Азербайджан
12–24
Бразилия
12–24
Аргентина
12–24
Парагвай
6

Срок

Страна
Срок поставки
Россия
2012–2015
Россия
2010–2011
Россия
2015–2020
Алжир
2011
Алжир
2014–2015
Сирия
2012–2013
Ливия
2011
Вьетнам
2012–2014
Казахстан
2013–2015
Белоруссия
2015–2020
Малайзия
2015–2025
Венесуэла
2020–2030
Азербайджан
2020–2030
Бразилия
2020–2030
Аргентина
2020–2030
Парагвай
2015–2020

Стоимость

Страна
Оценочная стоимость (млн долл.)
Россия
990
Россия
180
Россия
2175
Алжир
300
Алжир
120–170
Сирия
550
Ливия
120
Вьетнам
360
Казахстан
180–360
Белоруссия
н. д.
Малайзия
180–360
Венесуэла
180–360
Азербайджан
180–360
Бразилия
180–360
Аргентина
180–360
Парагвай
90

Статус

Страна
Статус
Россия
выполняется
Россия
выполнен
Россия
задекларирован в ГПВ
Алжир
выполнен
Алжир
переговоры
Сирия
заморожен
Ливия
заморожен
Вьетнам
заявка
Казахстан
соглашение о намерениях
Белоруссия
переговоры
Малайзия
переговоры
Венесуэла
переговоры
Азербайджан
неизвестен
Бразилия
переговоры
Аргентина
переговоры
Парагвай
переговоры

Як-130

Критерий "стоимость & эффективность".
Самолет Як-130 может успешно соперничать с конкурентами

Як-130

 
Як-130
Страна
Россия
Цена (млн долл.)
15,3
Максимальная скорость (км/ч)
1060*
Практическая дальность (км)
2 тыс
Боевая нагрузка (т)
3
Боевой радиус действия (км)
1315

M-346

 
M-346
Страна
Италия
Цена (млн долл.)
21
Максимальная скорость (км/ч)
1230
Практическая дальность (км)
2,5 тыс
Боевая нагрузка (т)
2,9
Боевой радиус действия (км)
н. д

L-15

 
L-15
Страна
Китай
Цена (млн долл.)
15,9
Максимальная скорость (км/ч)
1190*
Практическая дальность (км)
2 тыс
Боевая нагрузка (т)
1
Боевой радиус действия (км)
550

T/A-50

 
T/A-50
Страна
Южная Корея
Цена (млн долл.)
29,6
Максимальная скорость (км/ч)
1650
Практическая дальность (км)
2,4 тыс
Боевая нагрузка (т)
3
Боевой радиус действия (км)
1000

L-159

 
L-159
Страна
Чехия
Цена (млн долл.)
12
Максимальная скорость (км/ч)
912
Практическая дальность (км)
920
Боевая нагрузка (т)
2,3
Боевой радиус действия (км)
500

Hawk Mk.132/200

 
Hawk Mk.132/200
Страна
Великобритания
Цена (млн долл.)
32
Максимальная скорость (км/ч)
1080–1280
Практическая дальность (км)
2,5 тыс
Боевая нагрузка (т)
3
Боевой радиус действия (км)
945–1230
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме