ВВС России получили первую партию самолетов Як-130 от "Корпорации «Иркут»"
|
Военно-воздушные силы России получили первую партию УБС Як-130, состоящую из 6 самолетов, от ОАО "Корпорация «Иркут»", входящее в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАО "ОАК"). Пресс-служба корпорации передала информацию, что 5 октября 2012 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (филиал ОАО "Корпорация «Иркут»") к месту постоянного базирования (г. Борисоглебск) перегон первых трех учебно-боевых самолетов Як-130 завершили летчики Борисоглебского учебного авиационного центра Военно-воздушных сил России. В период до 2015 года в ВВС России должны поступить 55 учебно-боевых самолетов Як-130 - это предусмотрено контрактом между Минобороны РФ и ОАО "Корпорация «Иркут»". Контракт был подписан 07.12.2011 года.
Ранее сообщалось
В декабре 2011 года сообщалось, что РИА Новости, ссылаясь на заявления начальника управления информации и пресс-службы Министерства обороны России полковника Игоря Конашенкова, передавали, что контракт на закупку 55 учебно-боевых и тренировочных самолетов ЯК-130 для Минобороны России подписан министром обороны России А. Сердюковым и президентом "Иркут" А. Федоровым. Стоимость контракта не оглашалась, но было известно, что самолеты должны быть поставлены до конца 2015 года.
В начале ноября 2011 года Главком ВВС России Александр Зелин сообщал, что до конца года оборонное ведомство приобретет 65 учебно-боевых и тренировочных самолетов Як-130. С его слов получалось, что поставка самолетов завершится в 2017 году. Сумма этой сделки оценивалась в 30 миллиардов рублей. По всей видимости, десять оставшихся Як-130 Минобороны РФ приобретет после 2015 года - государственная программа вооружений России на 2011-2020 годы предусматривала закупку именно 65 Як-130.
Ранее сообщалось
Как сказал президент ОАО "Корпорация «Иркут»" Олег Демченко, "Наше предприятие будет наращивать производство боевых самолетов по гособоронзаказу. Совместно с "ОКБ Сухого" мы ведем испытания новых многоцелевых истребителей Су-30СМ с функцией обучения летного состава. В 2012 году "Иркут" планирует передать первые самолеты этого типа Министерству обороны России". Для организации выпуска Як-130 Иркутский авиазавод перешел на комплексное использование самых современных цифровых технологий, что дало возможность увеличить качество продукции и сократить продолжительность производства, - отметил О. Демченко
Министр обороны России Анатолий Сердюков, комментируя событие, сказал: "оснащение ВВС самолетами Як-130 позволит вывести обучение летчиков на требуемый уровень и подготовить их к освоению боевых машин нового поколения, к массовым закупкам которых приступает военное ведомство".
"Это прекрасные самолеты. Они способны решать как учебные, так и боевые задачи с применением практически всего класса вооружений, который у нас сейчас есть. При этом машины очень просты в эксплуатации. Для первоначального обучения курсантов лучше не придумаешь, - сказал Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. - По мере их поступления в войска мы создадим новую пилотажную группу, которая будет летать на Як-130. Это очень высокоманевренный самолет, и не показывать его нельзя".
Главная изюминка Як-130 - комплексная система управления, которая позволяет обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа, включая вход в штопор и выход из него.
"Вместе с тем система предохраняет пилота от ошибок: например, она автоматически уведет самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты", - сообщил заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. Бортовая электроника Як-130 позволяет имитировать особенности поведения в воздухе почти всех типов современных истребителей, начиная с МиГ-29 и Су-30 и заканчивая F-22 и F-35. И это очень важно. Летный час учебного самолета стоит в пять раз меньше, чем истребителя. Но из-за того, что современных учебных самолетов у нас почти нет, летчики вынуждены обучаться сначала на стареньких чешских L-39, а потом на учебно-боевых МиГ-29УБ. Массовые поставки Як-130 должны в корне изменить ситуацию. Это позволит не только сэкономить значительные средства, но и быстро восполнить дефицит высококлассных военных летчиков, который в последнее время стал ощущаться особенно остро.
В 2011 году ОАО "Корпорация «Иркут»" выполнила контракт на поставку самолетов Як-130 иностранному заказчику. По имеющимся данным заказы на поставку УБС Як-130 существуют:
- Белоруссия - заказано 6 Як-130
- Вьетнам - заказано 8 Як-130
- Сирия - заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн, по состоянию на февраль 2012 года
- Ливия - заказано 6 Як-130. Контракт аннулирован.
Также рассматривают возможность приобретения страны:
- Малайзия - Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолет Hawk и итальянский Aermacchi
- Филиппины - Як-130 впервые принимает участие в тендере Минобороны Филиппин на поставку шести учебно-боевых самолетов. Потенциальными участниками конкурса и конкурентами Як-130 могут быть корейская компания KAI и итальянская Alenia Aermacchi с самолетами T/A-50 Golden Eagle и Aermacchi M-346 соответственно.
- Казахстан - Министерство обороны Казахстана проявила интересы к самолетам Як-130, для обновления парка учебно тренировочной авиации. Начались переговоры с Россией о поставках новых самолетов в количестве около 24-36 единиц, как заявила российская сторона после заключения сделки о самолётах Як-130 намерены предложить Казахстану истребителей семейства Су-30МК2 и Су-35С для дополнения парка истребителей Су-27.
Более подробную информацию по существующим и наиболее вероятным заказам на Як-130 смотрите ниже в таблице.
Западные аналоги самолёта
Но если на внутреннем рынке сбыт Як-130 гарантирован на годы вперед ("Иркут" должен поставить 55 Як-130, а Минобороны нужно 200 УТС), то его экспортный потенциал довольно сильно ограничен. Несколько лет назад самолет Як-130 дал начало сразу двум весьма перспективным - итальянскому самолету M-346 и китайскому L-15. Эти самолеты получились ничуть не хуже базовой модели и уже нашли первых покупателей на мировом рынке вооружений.
Компанией Alenia Aermacchi была выкуплена за 77 млн долларов вся конструкторская и техническая документация на планер Як-130 и начата разработка собственного самолета - M-346 Master. "Наш самолет легче российского, у него другой двигатель и другое оборудование", - сказал представитель Alenia Aermacchi Марко Бонелли. В конструкции M-346 широко применялись композитные материалы и титан, что позволило уменьшить его массу почти на 700 кг и улучшить аэродинамические характеристики. На итальянском самолете установлены американские двигатели корпорации Honeywell, которые на определенных режимах полета позволяют развивать сверхзвуковую скорость, тогда как Як-130 в нынешней комплектации этой возможности, по сути, лишен.
Китайская Hongdu Aviation Industries Group начала разрабатывать собственный учебный самолет еще в конце 90-х годов XX века. В начале 2000-х к проекту подключились ОКБ Яковлева и украинское предприятие "Мотор-Сич". Наша сторона передала китайцам чертежи и техническую документацию на Як-130, Украина предоставила для прототипа самолета двигатели АИ-222К-25Ф. Похожие силовые установки стоят и на Як-130, но моторы для L-15 оснащаются еще и специальной форсажной камерой, что позволяет ему развивать сверхзвуковую скорость. Новый прототип L-15 впервые полетел в марте 2006 года и превзошел все ожидания китайцев.
Существующие и наиболее вероятные заказы на Як-130
Страна
|
Количество
|
Россия |
55
|
Россия |
12
|
Россия |
145
|
Алжир |
16
|
Алжир |
8–12
|
Сирия |
36
|
Ливия |
6
|
Вьетнам |
24
|
Казахстан |
12–24
|
Белоруссия |
6–12
|
Малайзия |
12–24
|
Венесуэла |
12–24
|
Азербайджан |
12–24
|
Бразилия |
12–24
|
Аргентина |
12–24
|
Парагвай |
6
|
Страна
|
Срок поставки
|
Россия |
2012–2015
|
Россия |
2010–2011
|
Россия |
2015–2020
|
Алжир |
2011
|
Алжир |
2014–2015
|
Сирия |
2012–2013
|
Ливия |
2011
|
Вьетнам |
2012–2014
|
Казахстан |
2013–2015
|
Белоруссия |
2015–2020
|
Малайзия |
2015–2025
|
Венесуэла |
2020–2030
|
Азербайджан |
2020–2030
|
Бразилия |
2020–2030
|
Аргентина |
2020–2030
|
Парагвай |
2015–2020
|
Страна
|
Оценочная стоимость (млн долл.)
|
Россия |
990
|
Россия |
180
|
Россия |
2175
|
Алжир |
300
|
Алжир |
120–170
|
Сирия |
550
|
Ливия |
120
|
Вьетнам |
360
|
Казахстан |
180–360
|
Белоруссия |
н. д.
|
Малайзия |
180–360
|
Венесуэла |
180–360
|
Азербайджан |
180–360
|
Бразилия |
180–360
|
Аргентина |
180–360
|
Парагвай |
90
|
Страна
|
Статус
|
Россия |
выполняется
|
Россия |
выполнен
|
Россия |
задекларирован в ГПВ
|
Алжир |
выполнен
|
Алжир |
переговоры
|
Сирия |
заморожен
|
Ливия |
заморожен
|
Вьетнам |
заявка
|
Казахстан |
соглашение о намерениях
|
Белоруссия |
переговоры
|
Малайзия |
переговоры
|
Венесуэла |
переговоры
|
Азербайджан |
неизвестен
|
Бразилия |
переговоры
|
Аргентина |
переговоры
|
Парагвай |
переговоры
|
Критерий "стоимость & эффективность".
Самолет Як-130 может успешно соперничать с конкурентами
|
Як-130
|
Страна |
Россия
|
Цена (млн долл.) |
15,3
|
Максимальная скорость (км/ч) |
1060*
|
Практическая дальность (км) |
2 тыс
|
Боевая нагрузка (т) |
3
|
Боевой радиус действия (км) |
1315
|
|
M-346
|
Страна |
Италия
|
Цена (млн долл.) |
21
|
Максимальная скорость (км/ч) |
1230
|
Практическая дальность (км) |
2,5 тыс
|
Боевая нагрузка (т) |
2,9
|
Боевой радиус действия (км) |
н. д
|
|
L-15
|
Страна |
Китай
|
Цена (млн долл.) |
15,9
|
Максимальная скорость (км/ч) |
1190*
|
Практическая дальность (км) |
2 тыс
|
Боевая нагрузка (т) |
1
|
Боевой радиус действия (км) |
550
|
|
T/A-50
|
Страна |
Южная Корея
|
Цена (млн долл.) |
29,6
|
Максимальная скорость (км/ч) |
1650
|
Практическая дальность (км) |
2,4 тыс
|
Боевая нагрузка (т) |
3
|
Боевой радиус действия (км) |
1000
|
|
L-159
|
Страна |
Чехия
|
Цена (млн долл.) |
12
|
Максимальная скорость (км/ч) |
912
|
Практическая дальность (км) |
920
|
Боевая нагрузка (т) |
2,3
|
Боевой радиус действия (км) |
500
|
|
Hawk Mk.132/200
|
Страна |
Великобритания
|
Цена (млн долл.) |
32
|
Максимальная скорость (км/ч) |
1080–1280
|
Практическая дальность (км) |
2,5 тыс
|
Боевая нагрузка (т) |
3
|
Боевой радиус действия (км) |
945–1230
|