Самолет Rafale победил Typhoon
pro-samolet.ru   
Хотя контракт еще не подписан, но СМИ уже говорят о победе французского истребителя Rafale в индийском тендере. Чем обусловлен этот выбор до конца еще не ясно. Но очевидно, что победа в конкурсе продлит жизнь этим французским истребителям.

Истребитель Rafale выиграл международный тендер, победив в финале Eurofighter Typhoon

Самолет RafaleВоенно-воздушные силы Индии 31.01.2012 года объявили победителя международного тендера на поставку 126 средних многофункциональных боевых самолетов (MMRCA). 27.04.2011 года в финал конкруса вышли два самолета - это французский Rafale и европейский Typhoon. Тендер стартовал еще в августе 2007 года и среди претендентов, кроме вышеупомянутых, были также американские самолеты F-16C/D и F/A-18E/F, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35.

Истребитель Rafale

Сравнительные характеристики финалистов MMRCA

Dassault Rafale

Самолет
Dassault Rafale
Самолет
Длина
15,27 метра
Размах крыла
10,80 метра
Масса
9,5 тонны
Максимальная полезная нагрузка
9,5 тонны
Максимальная взлетная масса
24,5 тонны
Двигатель
Два SNECMA М88-2
Тяга
50 кН каждый
Тяга на форсаже
75 кН каждый
Тяговооруж енн ость
1,13
Топливо (внутренние баки)
4,7 тонны
Максимальная скорость
2,07 тысячи километров в час
Боевой радиус
1800 километров
Рабочий потолок
17 километров
Скороподъемность
305 метров в секунду
Стоимость
от 85 до 124 миллионов долларов

Eurofighter Typhoon

Самолет
Eurofighter Typhoon
Самолет
Длина
15,96 метра
Размах крыла
10,95 метра
Масса
11 тонн
Максимальная полезная нагрузка
7,5 тонны
Максимальная взлетная масса
23,5 тонны
Двигатель
Два Eurojet EJ200
Тяга
60 кН каждый
Тяга на форсаже
90 кН каждый
Тяговооруж енн ость
1,18
Топливо (внутренние баки)
4,996 тонны
Максимальная скорость
2,3 тысячи километров в час
Боевой радиус
1390 километров
Рабочий потолок
19,812 километров
Скороподъемность
315 метров в секунду
Стоимость
120 миллионов долларов

То, что Индия остановила свой выбор на Rafale удивило многих. Ожидается, что французская компания Dassault скоро подпишет первый в истории истребителя экспортный контракт с Индией, сумму которого оценивают в 10,4 миллиарда долларов.

"Индия приняла решение о выборе наших конкурентов, хотя это еще не подписание контракта, и переговоры еще впереди", - заявили представители "Кассидьан" (подразделение ЕАДС). - "Мы разочарованы, однако уважаем решение индийского министерства обороны", - добавили в компании.

"Мы получили контракт, но еще остается сделать ряд вещей", - сказал Госсекретарь Франции по внешней торговле Пьер Лелуш. "Мы находимся в стадии эксклюзивных переговоров", – отметил он, то есть переговоры будут вестись только с французами.

"Французские истребители Rafale впервые будут поставляться за границу, а победа на конкурсе фактически спасла самолеты от прекращения производства".

Единственным заказчиком истребителей Rafale являлись до сих пор ВС Франции. Хотя компания Dassault пыталась участвовать в тендерах на поставку самолетов для ВВС ОАЭ и для Швейцарии. Но после того как в ноябре 2011 года Dassault проиграла тендер на выполнение швейцарского заказа на 22 истребителя, министр обороны Франции Ж. Лонге сказал, что производство истребителей Rafale будет прекращено, если на них не найдется покупатель за рубежом. Таким образом, Индия спасла этот проект от закрытия.

Самолет Франции

Из-за беспрецедентной для Индии суммы контракта, которая оценивалась в 10,4-12 миллиардов долларов, средства массовой информации назвали MMRCA "матерью всех сделок".

Индия же еще в 2001 году задумалась о покупке 126 средних истребителей на замену советским самолетам МиГ-21. Изначально индийская сторона рассматривала самолеты с максимальной взлетной массой до 20 тонн. Французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения Dassault Mirage 2000, стоящий на вооружении военно-воздушных сил Индии, относится к этой категории. Позже это ограниение - в 20 тонн по максимальной взлетной массе - решено было снять.

Индией в 2004 году был направлен запрос с целью получения информации о самолетах компаниям:

  • американской Lockheed Martin - F-16 Fighting Falcon;
  • российской РСК "МиГ" - прототип МиГ-29 ОВТ;
  • шведской Saab - JAS 39 Gripen;
  • французской Dassault - Mirage 2000.

Французский истребитель

Индия не торопилась с объявлением начала тендера и французская сторона вместо Mirage 2000 предложила более новый самолет Rafale. "Российская самолётостроительная корпорация «МиГ»" также произвела замену на новый истребитель поколения "4++" МиГ-35. А в 2007 году был утвержден окончательный и расширенный (до шести) состав участников конкурса, к которому подключились F/A-18E/F Super Hornet производства Boeing и Eurofighter Typhoon.

Победитель по условиям конкурса должен был:

  • поставить Индии 18 машин в собранном состоянии;
  • оставшиеся 108 самолетов Индия хотела производить на своих заводах Hindustan Aeronautics Limited (HAL);
  • тендер предусматривал покупку еще 64 истребителей.

Разумеется, оценка и отбор самолетов, участвующих в конкурсе, Индия проводила с особой тщательностью. Говорилось, что эксперты военной авиации оценивают истребители по 643 параметрам. Вероятно, по с этим связан неоднократный перенос сроков завершения конкурса: объявление победителя должно было состояться в конце 2010 года, но результаты испытаний ВВС получили лишь 30.07.2010 г.

В конце апреля 2011 г. Индия определилась с двумя финалистами тендера: ими стали самолеты Rafale и Typhoon. Только эти истребители, по словам представителей ВВС Индии, полностью соответствовали необходимым требованиям. Хотя, по каким именно причинам (критериям) были выбраны именно Rafale и Typhoon - до конца так и неясно, в прессе ходят различные размышления по этому поводу. Но ранее сообщалось, что, например, от самолетов F-16 и JAS 39 Gripen Индия отказалась по причине одного двигателя; в российском самолете МиГ-35 Индии не подошли двигатели РД-33 и РЛС "Жук-А". А что до самолетов F/A-18E/F Super Hornet от Boeing, то пока это загадка.

ВВС Франции

Из двух финалистов тендера, многие знатоки отдали предпочтение Typhoon. По их мнению самолет Rafale стоит слишком дорого: его стоимость в максимальной комплектации доходила до 124 миллионов долларов против 120 за Typhoon. И в итоге Индия предпочла Dassault, предложившей за каждый из 126 самолетов на четыре миллиона долларов меньше, чем концерн EADS, представлявший в конкурсе консорциум Eurofighter.

Компания Dassault предложила минобороны Индии наиболее низкую цену, отмечает агентство Reuters. Ожидается, что сумма контракта составит 10,4 млрд долларов. По данным других СМИ, сумма контракта может варьироваться от 10 до 12 млрд долларов. Однако, The Financial Times ранее писала, что МО Индии готово потратить на закупку 126 истребителей значительно больше - до 20 млрд долларов.

В индийских СМИ появилось сообщение неназванного источника из МО Индии, что планируется провести дополнительный тендер на закупку еще примерно 80 истребителей, и якобы предлагает выбывшим из тендера MMRCA компаниям вновь попробовать свои силы. Хотя возможно, что это - способ приобрести американские истребители F-35, компании Lockheed Martin, которая, как сообщают индийские СМИ, сохраняет "весьма живой интерес" к подключению Индии в эту самую дорогостоящую в мире международную программу вооружений?

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме