Самолеты ВВС Индии идут на взлет
pro-samolet.ru   
Решение премьер-министра Индии Нарендры Моди о поставке Индии 36 истребителей Rafale, ставшее неожиданностью для европейской авиации, раскритиковали многие индийские СМИ. По этому соглашению пока вопросов больше, чем ответов.

Самолет "Рафаль"Когда премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что попросил президента Франции Франсуа Олланда поставить Индии 36 истребителей Rafale, то это решение стало большой неожиданностью для французской и европейской авиации. Индийские СМИ раскритиковали это решение, хотя, как сообщалось, "условия контракта предстоит еще доработать". Почему в Дели отказываются от принципа, который был одним из основополагающих для правительства Моди, "сделано в Индии"? Этот и многие другие вопросы поднимает Индер Мальхотра (Inder Malhotra) в достаточно оптимистичной статье в издании 'The Asian Age'.

Сделаны в Индии или нет, самолеты индийских ВВС идут на взлет

"Некоторые люди говорят, что анонс в Париже являлся камуфляжем, чтобы передать индийское производство Rafale от государственной компании HAL в частный сектор, наиболее вероятно, в Reliance Industries Limited".

Сразу после решения премьер-министра Нарендры Моди в Париже о приобретении в готовом виде 36 многоцелевых боевых самолетов Rafale, министр обороны Манохар Паррикар (Manohar Parrikar) заявил, что это принесет "кислородный минимум" в ВВС Индии, которым опасно не хватает боевой техники для своих оперативных потребностей. И он не преувеличивал. Несмотря на жалобы череды руководства ВВС на жалкое и ухудшающееся состояние Военно-воздушных сил, о серьезной действительности не подозревали даже влиятельные политики, не говоря уже о людях в целом.

Количество боевых эскадрилий ВВС Индии сегодня меньше, чем считали "минимально необходимым" более половины века назад, после травматического поражения в пограничной войне с Китаем в высоких Гималаях.

Только современные эскадрильи в IAF (ВВС Индии) вооружены Су-30МКИ. Большое количество МиГ-21 и МиГ-27 являются устаревшими, и должны быть выведены из состава до конца 2017 года. К счастью, производитель самолетов Rafale компания Dassault Aviation и, возможно, французское правительство, заверили страну, что 36 "Рафалей" в стартовом состоянии будут поставлены в течение двух лет. Кроме того, условия, на которых приобретаются 36 самолетов кажутся очень благоприятными. По имеющимся данным, 36 самолетов "Рафаль" будут стоить нам около 4 млрд долларов. Только в последнее время Египет купил 24 "Рафалей" за более чем 5 млрд долларов.

Однако важный вопрос до сих пор остается открытым, сделка с Францией на поставку 126 средних многофункциональных боевых самолетов (MMRCA) все еще в силе или какая-то другая займет ее место. Это было еще в 2007 году, когда лица, принимающие решения в Нью-Дели, наконец согласились, что столько самолетов необходимо и должен начаться поиск. Учитывая огромную стоимость, примерно 20 млрд долларов, конкуренция была острая, безо всяких правил. Индийское предложение дало ясно понять, только 18 самолетов будут импортированы в готовом виде, а остальные 108, произведены в Индии после передачи технологии. Именно в январе 2012 года был выбран французский .

Другие конкуренты не скрывали своего большого неудовольствия. Например, высокопоставленный американский чиновник сообщил своему индийскому коллеге в частном порядке: "К 123 (Индо-США ядерное соглашение, как закон Хайда, так документ часто именуется по порядковому номеру статьи американского Закона об атомной энергии, касающейся регулирования и ограничений сотрудничества США с другими странами в области ядерной энергетики) надо бы дополнить 126. Но вы не сделали это". Вместо того, чтобы приветствовать индийское решение и быстро преобразовать его в контракт, французская сторона стала препятствовать. Вопрос был затянут на три долгих года.

Существует, кажется, три мнения по этому вопросу в настоящее время. Первое заключается в том, что крупный прорыв в отношениях с Францией состоялся, сделку, простаивавшую до сих пор, следует ускорить для укрепления стратегических, экономических и политических отношений с важной европейской страной, которая, наряду с Германией, играет значительную роль в Европейском Союзе. Из двух камней преткновения один - это, конечно, цена.

Другой относится к производству "Рафалей" в Индии после передачи технологий, что будет несколько меньше по численности, чем предполагалось изначально. Dassault Aviation просто не согласиться с тем, что государственная Hindustan Aeronautics Limited (HAL) может быть ее партнером по производству в Индии. Она действительно отказывается принимать "полную ответственность" за истребители, сделанных HAL, или за "неминуемое повышение" стоимости производства. Те, кто хочет, чтобы эта проблема была решена так или иначе, утверждают, что стремительное развитие отношений с Францией необходимо, потому что это пойдет на пользу Индии.

Помимо истребителей, Индия также нуждается в шести атомных реакторах от крупной французской компании Areva для установки в Джайтапуре (Jaitapur) в Махараштра [штат в центральной части Индии]. Этот импорт будет облегчен при наличии договоренности по "Рафалям".

Вторую точку зрения, которую разделяют многие, лучше всего выразил адмирал (в отставке) Арун Пракаш (Arun Prakash) бывший командующий Военно-морскими силами, который был также членом консультативного совета по национальной безопасности под председательством Нареша Чандры, назначенного правительством Манмохана Сингха в 2011 году.

Он указывает в комментарии по "Рафалям", что затянувшаяся задержка в принятии четкого решения, сделает с ВВС то же, что соглашение о субмарине Scorpene сделало Военно-морскому флоту [прим.pro-samolet.ru: ранее были сообщения, что произошла не только задержка реализации проекта, но и увеличение его стоимости - были отложены и пересмотрены не только сроки поставки, увеличилась также цена всего проекта со 188 млрд рупий (около 3 млрд долларов) до 230 млрд рупий (свыше 3,7 млрд долларов)]. Французская компания процитировала некоторую важную информацию, напечатанную мелким шрифтом, из контракта, который был уже подписан. Результат: задержка производства и увеличение затрат.

Некоторые говорят категорично, что анонс в Париже - это камуфляж для передачи индийского производства "Рафаль" от HAL в частный сектор, скорее всего, к Reliance Industries Limited, принадлежащего Мукешу Амбани. Он действительно подписал меморандум о взаимопонимании с Dassault о "сотрудничестве в области авиационной промышленности" во времена предыдущего правительства.

Прямые иностранные инвестиции в оборонные производственные проекты являются частью политики страны. Доктрина мистера Моди "Делайте в Индии" придала ему мощный импульс. Действительно, говорят, что партнером Areva в атомной промышленности, скорее всего, будет Larsen & Toubro и/или Tatas.

Третью весомую точку зрения, которую правительство должно рассмотреть на самом высоком уровне, можно резюмировать следующим образом: мы сейчас получаем 36 "Рафалей" на основе самых современных технологий. Количество наших самолетов Су-30 скоро будет 280. Давайте сосредоточимся на них и на легком боевом самолете Tejas, который должен был быть готов в 1990-е годы, но теперь доступен и должен производиться в больших количествах. Как это неизбежно в любой ситуации в Индии, есть проблема. Военно-воздушные силы, как и два других вида Вооруженных сил, не любят домашний продукт и хотят импортной техники. Политики, а не бюрократический аппарат Минобороны, должны действовать, чтобы изменить это мышление.

И, конечно, у нас в распоряжении скоро также будет самолет пятого поколения. Он должен был быть разработан и создан совместно Россией и Индией. Цитируя снова адмирала Пракаша: "Два прототипа летают в России; индийский вклад в оба - равен нулю".

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме