Зарубежные СМИ о производстве Т-50 ПАК ФА в России
pro-samolet.ru
2015-04-06T22:00
Иностранные издания не обходят вниманием новость о возможном сокращении численности истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Причем, речь идет, как о свершившемся факте. Но ведь срывов графика разработки нет.
После прочтения статьи Роберта Бекхузена (Robert Beckhusen) в 'War Is Boring' о проблемах с производством в России самолетов пятого поколения Т–50 ПАК ФА, появляется мысль: "Пусть уж лучше недооценивают...". Ведь автор не просто констатирует факт сокращения производства Т–50, но говорит о причинах, а также рассматривает два сценария событий. Первый – Т–50 сможет вернуться к первоначальному графику после преодоления экономического спада. Второй – возникновение серьезных проблем, вплоть до катастрофичных. А завершение статьи представляется вообще нелогичным и унылым, поэтому в конце материала приведена отличная программа телеканала "Звезда" о перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации.
Т-50 ПАК ФА
Российский Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)
Фото: Wikimedia Commons, Dmitry Zherdin.
Ниже перевод статьи "Russia's Stealth Fighter Is in Serious Trouble".
Российский стелс-истребитель находится в серьезной беде
Кремль урезает расходы на Т-50
Еще некоторое время назад Россия планировала иметь 52 передовых истребителей-невидимок Т-50 к концу десятилетия. По крайней мере, таков был план. Теперь программа Т-50, по-видимому, в серьезной беде, и Россия может сократить численность истребителей от изначально запланированной. Первый признак того, что что-то идет не так, появился в прошлом месяце. 24 марта. Юрий Борисов, заместитель министра обороны России по вооружениям, сказал газете Kommersant, что Вооруженные силы значительно сокращают заказ на T-50. Вместо 52 истребителей, Россия будет строить только 12.
Это почти ничто.
Примечание pro-samolet.ru. Эти числа (12 и 52 истребителя) появились со ссылкой на источник "Коммерсантъ" в военном ведомстве. А замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов сказал, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Заместитель министра обороны сказал, что "предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года". Однако, Минобороны оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. "В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы, - пояснил Юрий Борисов. - Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+".
Кремль выпустил пока пять прототипов Т-50, и один был сильно поврежден в результате пожара. Тем временем, Индия совместно с Россией разрабатывает самолет, и Нью-Дели финансированием помогает сохранить проект. Но теперь чиновники ВВС Индии перестали говорить со своими коллегами в Москве. Все это обращает внимание на проблемы России в создании, так называемого истребителя пятого поколения, который так нужен стране, чтобы конкурировать с лучшими образцами Соединенных Штатов и Китая.
Строительство прототипов - это достаточно легко, но разработка действительно работоспособных самолетов, к тому же во время экономического спада - не так просто. Это особенно верно, когда речь идет о количестве большем, чем горстка.
"В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы, - сказал Борисов. - Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+".
Он имел в виду современные российские (но не стелс) многоцелевые истребители Су-30 и Су-35. Борисов сказал, что эти самолеты заполнят пробел, оставленный сокращением производства Т-50.
В теории российский Т-50 будет являться конкурентом американских истребителей F-22 и F-35. На первый взгляд, Т-50 кажется способным и смертоносным. Он большой, быстрый и имеет большую дальность. На авиашоу самолет продемонстрировал высокую степень маневренности. У Т-50 ПАК ФА есть два огромных двигателя, широко расставленных для устойчивости, и 50-футовый размах крыла. Также имеется большой, внутренний, отсек вооружений с использованием технологий малозаметности, которые позволяют уходить от радаров. Если и есть технические проблемы, то Россия не раскрывает их.
Официально экономический кризис в России повлиял на сокращение производства. Совокупные затраты на развитие самолета неясны и могут составлять от 10 миллиардов долларов до 30. Индия уже потратила приблизительно 5 млрд долларов. Но на техническом фронте также не все хорошо.
Поскольку мы знаем, что индийцы раскроют проблемы с самолетом.
Более года газета Indian Business Standard сообщает об опасениях Нью-Дели. Индийская версия Т-50 известна как FGFA(Fifth Generation Fighter Aircraft - истребитель пятого поколения). "Текущие двигатели FGFA AL-41F1 маломощны, россияне неохотно делятся важной информацией о конструкции, и истребитель будет в конечном счете стоить слишком много", - сообщала газета, со ссылкой на брифинги должностных лиц ВВС Индии в декабре 2013 года.
Месяц спустя, еще одна плохая новость просочилась в прессу. Индия хотела увеличить свою долю в проекте. Но двигатель был по-прежнему плох, по-прежнему стоил слишком дорого, РЛС была "несоответствующей", а "стелс-характеристики плохо спроектированы".
Затем в июне, Т-50 приземлился в Жуковском под Москвой...и его двигатель загорелся. Российские чиновники заявили, что повреждения были незначительные, но фотографии демонстрируют, что задняя часть фюзеляжа почернела от пламени. "К полемике добавился...отказ России вдаваться в подробности этой неудачи, когда команде по технической оценке из ВВС Индии, которая по сообщениям присутствовала на месте, было отказано в доступе для осмотра повреждений", - сообщила корреспонденту Defense News Моника Чансория (Monika Chansoria) из делийского Центра изучения сухопутных войн.
Индия и Россия должны были продолжить переговоры относительно контракта на разработку. Но теперь Нью-Дели не выходит на связь с Москвой. Российское Министерство обороны хотело встретиться с индийскими коллегами в феврале-марте. Индия не ответила.
"Руководство [ВВС Индии] опасается, что FGFA ослабит обоснование закупки истребителей Rafale из Франции по контракту на 18-20 млрд долларов, находящийся пока на стадии неудачных переговоров", - сообщает Business Standard.
Российские СМИ предположили, что падение цен на нефть во многом является причиной сокращения Т-50. У Кремля мало денег и, возможно, не удастся оправдать трату миллиардов долларов на 52 новых стелс-истребителей. Если так, то как только российская экономика улучшится, Т-50 сможет вернуться к первоначальному графику - пусть и немного позже, чем ожидалось. Это - вероятно, лучший вариант развития событий.
В худшем случае предполагаются серьезные, но таинственные технические проблемы. И если Индия пойдет дальше и откажется от доли в программе, то Т-50 вместо серьезных проблем постигнет катастрофа. Это будет означать, что миллиарды долларов из ожидаемых инвестиций не оправдались, а также потерю крупнейшего российского потенциального покупателя на международном рынке.
Российские ВВС в значительной степени относятся к советской эпохе, и они стареют с каждым днем. Россия просто не может достаточно быстро заменить стареющие истребители и строить самые передовые самолеты с той же скоростью, как Вашингтон или Пекин. Но Россия может сделать эволюционные улучшения существующих конструкций, таких как Су-30 и Су-35. Это все говорит о том, что строительство более революционного самолета, как Т-50, может быть слишком далеким.