Самолет Су-33 совершил первую посадку на авианосец четверть века назад
pro-samolet.ru   
Четверть века прошло с тех пор, как истребитель Су-33 впервые сел на палубу авианосца. Это было впервые в истории нашей авиации. Первой посадке предшествовали испытания, результаты которых записывались и тщательно изучались. И 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Виктор Пугачев посадил самолет на палубу авианесущего крейсера.

Первая в истории нашей авиации и ВМФ посадка истребителя Су-33 на палубу авианесущего крейсера совершена 1 ноября 1989 года

Самолет Су-33Сегодня, 1 ноября 2014 года, исполняется 25 лет со дня, когда была совершена первая посадка истребителя на палубу "Тбилиси" (в нашем время - авиакрейсер "Адмирал Кузнецов"). Первая в истории отечественной авиации и Военно-морского флота. В октябре 1989 года проводились тренировочные полеты, во время которых самолеты выходили на глиссаду (фр. glissade - "скольжение" - вертикальная проекция траектории полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой) и имитировали посадку. Сначала расстояние до палубы составляло десятки метров, потом проходили над ней на высоте двух-трех метров, затем касались палубы шасси, прокатывались по всей ее длине и вновь уходили в воздух. Летчик-испытатель Виктор Пугачев первым совершил такую пробежку.

Су-33

1 ноября около 13:00 "В. Пугачев поднял самолет с аэродрома 'Саки' (Крым) и после нескольких проходов над палубой, а затем и ее касания с заходом на второй круг, совершил мастерскую посадку. В декабре этого же года Герою Советского Союза В. Пугачеву было присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР'", - отмечается в сообщении ОАО "Компания "Сухой".

Советский/российский палубный истребитель четвертого поколения Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) разработан для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Работы по созданию Cу-33 (Су-27К) велись с 1971 года. За десять лет разработали три варианта самолета, предусматривающие создание машины с трамплинным взлетом и посадкой с зацеплением за трос аэрофинишера, для палубного базирования на авианосцах проектов 1160 и 1153. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27 с учетом специфики палубного базирования.

В 1986-87 были построены первые два опытных самолета Су-27К. 17 августа 1987 года самолет, управляемый летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым, впервые поднялся в воздух. Вторая опытная машина выполнила первый полет 22 декабря 1987 года. Производство установочной партии Су-27К началось на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина с 1989 года. Первый серийный самолет Т-10К-3 был построен в начале 1990 года. Его облет состоялся 17 февраля 1990 года (летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Игорь Вотинцев). До конца 1990 года построили 6 самолетов, которые приняли участие в программе государственных летных испытаний, стартовавших в марте 1991 года (1991-1994 гг.).

Самолет Су-33

Первая партия корабельных истребителей была передана авиации Северного флота в апреле 1993 года. Самолеты вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка, в котором к августу 1994 года насчитывалось 24 серийные машины. Самолет Су-27К принят на вооружение под обозначением Су-33 31 августа 1998 года.

Спойлер: Основные характеристики самолета

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная взлетная масса, кг - 33000;
  • Максимальная масса боевой нагрузки, кг - 6500;
  • Практический потолок (без подвесок), км - 17;
  • Максимальная скорость полета (без подвесок), км/ч - 2300;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8;
  • Максимальная дальность полета, км - 3000;
  • Скорость захода на посадку, км/ч - 240;
  • Количество членов экипажа - 1;
  • Размеры самолета:
    - длина, м - 21,19,
    - размах, м - 14,7(7,4*),
    - высота, м - 5,9,
  • Силовая установка - 2хАЛ-31Ф.

Вооружение самолета:

  1. Встроенная пушечная установка 30 мм.
  2. Управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-27Р1(ЭР1) Р-27Т1(ЭТ1) Р-73Э.
  3. Неуправляемые снаряды С-8КОМ, С-8ОМ, С-8БМ С-13Т, С-13ОФ С-25-ОФМ-ПУ.
  4. Авиабомбы калибра, кг 50, 100, 250, 500.
  5. Разовые бомбовые кассеты РБК-500.
  6. Количество точек подвески 12.


Спойлер: Основные характеристики самолета

Сравнение самолетов

Су-33

 Су-33
Страна Россия
Принят на вооружение 1998
Масса пустого, кг 19600
Масса боевой нагрузки, кг 6500
Пушка 1 х 30 мм ГШ-30-1
Макс. взлетная масса, кг 33000
Силовая установка 2хАЛ-31Ф 3-й серии
Макс. скорость, км/ч 2300
Практический потолок, м 17000
Практ. дальность, км (без ПТБ) 3000

МиГ-29К

 МиГ-29К
Страна Россия
Принят на вооружение 2013
Масса пустого, кг 12700
Масса боевой нагрузки, кг 4500
Пушка 1 х 30 мм ГШ-30-1
Макс. взлетная масса, кг 22400
Силовая установка 2хРД-33МК
Макс. скорость, км/ч 2300
Практический потолок, м 17500
Практ. дальность, км (без ПТБ) 2000

Super Hornet

 Boeing F/A-18E/F Super Hornet
Страна США
Принят на вооружение 1999
Масса пустого, кг 13387
Масса боевой нагрузки, кг 6000
Пушка 1 х 20 мм М61А1 Вулкан
Макс. взлетная масса, кг 21320
Силовая установка 2хGeneral Electric F414-GE-400
Макс. скорость, км/ч 1915
Практический потолок, м 5240
Практ. дальность, км (без ПТБ) 2003

F-14 Tomcat

 Grumman F-14 Tomcat
Страна США
Принят на вооружение 1974
Масса пустого, кг 18191
Масса боевой нагрузки, кг 6500
Пушка 1 х 20 мм М61А1 Вулкан
Макс. взлетная масса, кг 33720
Силовая установка 2хGeneral Electric F110-GE-400
Макс. скорость, км/ч 2485
Практический потолок, м 16150
Практ. дальность, км (без ПТБ) 2960

Rafale M

 Dassault Rafale M
Страна Франция
Принят на вооружение 2004
Масса пустого, кг 10000
Масса боевой нагрузки, кг  
Пушка 1 х 30 мм Nexter DEFA 791B
Макс. взлетная масса, кг 24500
Силовая установка 2хSNECMA M88-2-Е4
Макс. скорость, км/ч 1900
Практический потолок, м 15240
Практ. дальность, км (без ПТБ) 1800

Самолет Су-33 - одноместный корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения (для ангарного хранения); оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете. Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Особенности Су-33:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счет увеличения площади, применения механизации и ПГО;
  • увеличение тяговооруженности самолета для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер;
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями;
  • установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолета топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования;
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца;
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами;
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолета в одном боевом вылете;
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолета и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца;
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолета для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата;
  • возможность эффективной работы по надводным целям.

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме