|
Самолет Су-33 совершил первую посадку на авианосец четверть века назад
|
pro-samolet.ru
|
2014-11-01T10:26
|
Четверть века прошло с тех пор, как истребитель Су-33 впервые сел на палубу авианосца. Это было впервые в истории нашей авиации. Первой посадке предшествовали испытания, результаты которых записывались и тщательно изучались. И 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Виктор Пугачев посадил самолет на палубу авианесущего крейсера.
Первая в истории нашей авиации и ВМФ посадка истребителя Су-33 на палубу авианесущего крейсера совершена 1 ноября 1989 года
Сегодня, 1 ноября 2014 года, исполняется 25 лет со дня, когда была совершена первая посадка истребителя на палубу "Тбилиси" (в нашем время - авиакрейсер "Адмирал Кузнецов"). Первая в истории отечественной авиации и Военно-морского флота. В октябре 1989 года проводились тренировочные полеты, во время которых самолеты выходили на глиссаду (фр. glissade - "скольжение" - вертикальная проекция траектории полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой) и имитировали посадку. Сначала расстояние до палубы составляло десятки метров, потом проходили над ней на высоте двух-трех метров, затем касались палубы шасси, прокатывались по всей ее длине и вновь уходили в воздух. Летчик-испытатель Виктор Пугачев первым совершил такую пробежку.
1 ноября около 13:00 "В. Пугачев поднял самолет с аэродрома 'Саки' (Крым) и после нескольких проходов над палубой, а затем и ее касания с заходом на второй круг, совершил мастерскую посадку. В декабре этого же года Герою Советского Союза В. Пугачеву было присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР'", - отмечается в сообщении ОАО "Компания "Сухой".
Советский/российский палубный истребитель четвертого поколения Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) разработан для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Работы по созданию Cу-33 (Су-27К) велись с 1971 года. За десять лет разработали три варианта самолета, предусматривающие создание машины с трамплинным взлетом и посадкой с зацеплением за трос аэрофинишера, для палубного базирования на авианосцах проектов 1160 и 1153. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27 с учетом специфики палубного базирования.
В 1986-87 были построены первые два опытных самолета Су-27К. 17 августа 1987 года самолет, управляемый летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым, впервые поднялся в воздух. Вторая опытная машина выполнила первый полет 22 декабря 1987 года. Производство установочной партии Су-27К началось на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина с 1989 года. Первый серийный самолет Т-10К-3 был построен в начале 1990 года. Его облет состоялся 17 февраля 1990 года (летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Игорь Вотинцев). До конца 1990 года построили 6 самолетов, которые приняли участие в программе государственных летных испытаний, стартовавших в марте 1991 года (1991-1994 гг.).
Первая партия корабельных истребителей была передана авиации Северного флота в апреле 1993 года. Самолеты вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка, в котором к августу 1994 года насчитывалось 24 серийные машины. Самолет Су-27К принят на вооружение под обозначением Су-33 31 августа 1998 года.
Спойлер: Основные характеристики самолета
Летно-технические характеристики:
- Максимальная взлетная масса, кг - 33000;
- Максимальная масса боевой нагрузки, кг - 6500;
- Практический потолок (без подвесок), км - 17;
- Максимальная скорость полета (без подвесок), км/ч - 2300;
- Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8;
- Максимальная дальность полета, км - 3000;
- Скорость захода на посадку, км/ч - 240;
- Количество членов экипажа - 1;
- Размеры самолета:
- длина, м - 21,19, - размах, м - 14,7(7,4*), - высота, м - 5,9,
- Силовая установка - 2хАЛ-31Ф.
Вооружение самолета:
- Встроенная пушечная установка 30 мм.
- Управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-27Р1(ЭР1) Р-27Т1(ЭТ1) Р-73Э.
- Неуправляемые снаряды С-8КОМ, С-8ОМ, С-8БМ С-13Т, С-13ОФ С-25-ОФМ-ПУ.
- Авиабомбы калибра, кг 50, 100, 250, 500.
- Разовые бомбовые кассеты РБК-500.
- Количество точек подвески 12.
Спойлер: Основные характеристики самолета
Сравнение самолетов
| Су-33 |
Страна |
Россия |
Принят на вооружение |
1998 |
Масса пустого, кг |
19600 |
Масса боевой нагрузки, кг |
6500 |
Пушка |
1 х 30 мм ГШ-30-1 |
Макс. взлетная масса, кг |
33000 |
Силовая установка |
2хАЛ-31Ф 3-й серии |
Макс. скорость, км/ч |
2300 |
Практический потолок, м |
17000 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) |
3000 |
| МиГ-29К |
Страна |
Россия |
Принят на вооружение |
2013 |
Масса пустого, кг |
12700 |
Масса боевой нагрузки, кг |
4500 |
Пушка |
1 х 30 мм ГШ-30-1 |
Макс. взлетная масса, кг |
22400 |
Силовая установка |
2хРД-33МК |
Макс. скорость, км/ч |
2300 |
Практический потолок, м |
17500 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) |
2000 |
| Boeing F/A-18E/F Super Hornet |
Страна |
США |
Принят на вооружение |
1999 |
Масса пустого, кг |
13387 |
Масса боевой нагрузки, кг |
6000 |
Пушка |
1 х 20 мм М61А1 Вулкан |
Макс. взлетная масса, кг |
21320 |
Силовая установка |
2хGeneral Electric F414-GE-400 |
Макс. скорость, км/ч |
1915 |
Практический потолок, м |
5240 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) |
2003 |
| Grumman F-14 Tomcat |
Страна |
США |
Принят на вооружение |
1974 |
Масса пустого, кг |
18191 |
Масса боевой нагрузки, кг |
6500 |
Пушка |
1 х 20 мм М61А1 Вулкан |
Макс. взлетная масса, кг |
33720 |
Силовая установка |
2хGeneral Electric F110-GE-400 |
Макс. скорость, км/ч |
2485 |
Практический потолок, м |
16150 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) |
2960 |
| Dassault Rafale M |
Страна |
Франция |
Принят на вооружение |
2004 |
Масса пустого, кг |
10000 |
Масса боевой нагрузки, кг |
|
Пушка |
1 х 30 мм Nexter DEFA 791B |
Макс. взлетная масса, кг |
24500 |
Силовая установка |
2хSNECMA M88-2-Е4 |
Макс. скорость, км/ч |
1900 |
Практический потолок, м |
15240 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) |
1800 |
Самолет Су-33 - одноместный корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения (для ангарного хранения); оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете. Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Особенности Су-33:
- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счет увеличения площади, применения механизации и ПГО;
- увеличение тяговооруженности самолета для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер;
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями;
- установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолета топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования;
- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца;
- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами;
- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолета в одном боевом вылете;
- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолета и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца;
- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолета для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата;
- возможность эффективной работы по надводным целям.
Читайте также:
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|