Smart skin сделает самолеты "человечными"
|
BAE Systems использует миниатюрные датчики, чтобы дать самолетам "умную кожу"
Разработку нового покрытия для самолетов, способного "очеловечить" машину, ведет британская оборонная компания BAE Systems. Новое покрытие позволит самолетам, в том числе, обнаруживать повреждения и своевременно сообщать о них. Сейчас в мире эксплуатируется около двадцати тысяч магистральных пассажирских самолетов, общие затраты на обслуживание которых весьма значительны. С целью сокращения этой сумму, компания BAE Systems разработала материал, получивший название "умная кожа" ("smart skin") и содержащий десятки тысяч миниатюрных датчиков. Об этом пишет IT Weekly со ссылкой на издание The Engineer.
Датчики будут обнаруживать повреждения корпуса самолета на самом раннем этапе, например такие, как коррозия, и передавать эту информацию оператору. По мнению специалистов из BAE Systems, самолет получив "чувствительную" кожу, становится более "человечным".
Исследования по созданию "умной кожи" являются частью масштабной оборонной программы компании BAE Systems, в рамках которой ведутся разработки кардинально новых технологий для военных летательных аппаратов. Конечно, в первую очередь smart skin рассматривается с точки зрения военного применения, но она обладает неограниченным потенциалом и для использования в самых разных гражданских областях. Обычно, после внедрения изобретения в военной отрасли, эти же идеи воплощаются и в гражданских сферах.
Самолет сможет контролировать собственное техническое состояние в режиме реального времени и сообщать о неполадках до того, как они станут критичными. Новые технологии, суть которых не раскрывается, смогут передавать информацию, собираемую датчиками, как сигналы от нервных окончаний в человеческой коже передаются в его головной мозг.
Датчики будут передавать летчику и сведения об окружающей среде: давлении и температуре воздуха, а также силе и направлении ветра. Это позволит пилоту более адекватно и точно реагировать на возникающую турбулентность. Встроенные в новое покрытие крошечные сенсоры, обеспечат его "чувствительность". Так, с помощью нескольких десятков датчиков на поверхности самолета, можно будет определить скорость ветра, температуру и другие физические параметры значительно точнее, чем способны специальные приборы существующие сегодня.
Инженеры BAE Systems стараются уменьшить сенсоры, которые снабжены средствами беспроводной связи, до менее чем 1 мм3, и сделать их питание полностью автономным, нанести покрытие на существующие самолеты, как обычную краску. Использование такого покрытия способно значительно сократить время, необходимое на обследование корпуса летательного аппарата, и повысить уровень безопасности самолета.
Сейчас BAE Systems проводит испытание на куске обшивки самолета, на который нанесены двадцать различных типов датчиков-пылинок (в компании крошечные сенсоры называют motes - "пылинки"). Специалисты решают задачу, связанную с группами датчиков: сведения от каждого датчика могут ничего и не значить, в то время, если сигнал поступает от группы - то это, возможно, что-то значит.
Ранее сообщалось, что старший научный сотрудник Центра перспективных разработок BAE Systems Лидия Хайд (Lydia Hyde) является автором технологии. Идея создания нового чувствительного покрытия пришла к ней во время наблюдения за работой сушилки, которая использует датчик для предотвращения перегрева. "Если обычный сенсор может остановить перегрев бытовой техники, почему бы ему не предотвращать аналогичным образом проблемы в самолетах - ведь ничего не стоит заменить громоздкие, дорогостоящие транспортные датчики более дешевыми, миниатюрными и многофункциональными", - сказала Лидия Хайд.
Читайте также: