Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello"
|
Средний бомбардировщик SIAI (Савойя-Маркетти) S.81 "Пипистрелло"
Pipistrello - Летучая мышь
Итальянский средний бомбардировщик (и транспортник) смешанной конструкции Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" серийно производился с 1934 до марта 1938 года. За этот период построено 534 самолета. Состоял на вооружении Regia Aeronautica с весны 1935 года. Это был типичный представитель бомбардировщиков середины 30-х гг., отличающихся, в частности, тихоходностью, громоздкостью и неубирающимся шасси. Самолет, сыгравший значительную роль в Гражданской войне в Испании, к 1940 году уже устарел. Тем не менее, во Второй мировой войне его применяли в качестве бомбардировщика, когда, например, самолет люфтваффе Junkers Ju-52/3m давно выполнял функции транспортника.
Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" был первым в серии трехмоторных бомбардировщиков фирмы SIAI (SIAI-Marchetti - итальянский производитель самолетов, с 1922 по 1944 год компания называлась Savoia-Marchetti). Машина, разработанная под руководством А. Маркетти (Alessandro Marchetti) на базе пассажирского самолета S.M.73, представляла собой моноплан смешанной конструкции - деревянное крыло, металлический фюзеляж - с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Самолет, имевший достаточно серьезное оборонительное вооружение, был способен нести бомбовую нагрузку в 1200 кг. И кроме этого, большие габариты фюзеляжа, "полученные" от гражданского самолета, позволяли эксплуатировать S.M.81 в роли транспортной машины. Конструкторы учли возможность, реализованную в ходе серийного производства, установки на самолетах двигателей разных типов: 9- или 14-цилиндровых моторов воздушного охлаждения, что позволяло избежать характерные трудности.
8 февраля 1935 года впервые совершил полет прототип Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello", и почти сразу после этого был получен заказ на первую партию из 100 самолетов. В связи с агрессией против Абиссинии и опасением вероятной ответной реакции со стороны других стран, производство самолетов данного типа имело высший приоритет. Серийное производство осуществлялось на заводах SIAI (Сесто-Календе, Боргоманьеро), "Пьяджо" и CMASA на основе широкой кооперации.
Итальянские самолеты
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение, чтобы увеличить |
Основной модификацией являлся SM.81 - самолет, который оборудовался одним из пяти типов двигателей:
- Alfa Romeo 125 RC.35 - выпущено 192 машины,
- Gnome-Rhône 14K - построено 96 самолетов,
- Piaggio P.X R.C.15 - изготовлено 48 самолетов,
- Piaggio P.IX R.C.40 - 140 самолетов,
- Alfa Romeo 126 RC.34 - создано 58 единиц, помимо этого, данными двигателями переоборудовали часть машин ранних серий.
Стрелковое вооружение включало шесть 7,7-мм пулеметов: по два в верхней и нижней полуубираемых установках, два в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки составляла 1200 кг (максимально - 2 тонны). В состав экипажа входили 6 человек.
Основные характеристики
Двигатели: |
|
тип |
Alfa Romeo 126 RC.34 |
мощность, л.с. |
780 |
Размах крыла, м |
24,00 |
Длина самолета, м |
18,36 |
Высота самолета, м |
4,37 |
Площадь крыла, кв. м |
93,00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
6800 |
максимальная взлетная |
10504 |
Максимальная скорость, км/ч |
336 |
Практический потолок, м |
7000 |
Дальность полета, км: |
|
максимальная |
2000 |
с макс. бомбовой нагрузкой |
640 |
Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" в Regia Aeronautica первыми получил 7-й стормо, потом 9-й, 13-й и 15-й. В декабре 1935 года первые SM.81 направили в Восточную Африку, для работы в которой предпочли самолеты с моторами Piaggio P.X R.C.15, считавшиеся более надежными. Кроме бомбардировок позиций противника, SM.81 широко использовались для снабжения итальянских войск. После окончательной оккупации Абиссинии в Восточной Африке остались 36 самолетов SM.81 для обеспечения деятельности колониальных войск.
В Гражданской войне в Испании SM.81 "Pipistrello" были первыми самолетами, выделенным для поддержки националистов. Девять самолетов прибыли в Мелилью 28 июля 1936 года. Эти машины применялись для переброски войск мятежников из Марокко в Испанию, а также для бомбовых ударов. 5 августа был выполнен первый налет, целью которого стал республиканский крейсер. В Испании количество SM.81 быстро увеличивалось, и через некоторое время здесь воевали 3 группы (25-я, 34-я и 35-я), активно участвовавших в захвате Бильбао и Сантандера, производили налеты на порты Средиземноморья.
В сражении на реке Эбро, начавшегося 25 июля 1938 года, итальянские бомбардировщики сыграли важную роль. Во время наиболее активных боев одновременно в Испании дислоцировалось до ста SM.81, но к концу 1938 года их количество сократилось до 64 самолетов, переданных франкистам. Когда Испания вступила во Вторую мировую войну самолеты SM.81 уже считались устаревшими, но их все еще продолжали активно применять. В Regia Aeronautica на 10 июня 1940 года насчитывалось 304 таких самолета, из которых 59 находились в Восточной Африке, 147 - на других территориях (в Ливии, на Родосе, в Албании и в Италии), остальные были в транспортных частях.
Бомбардировщики, базировавшиеся в Восточной Африке, бомбили Аден, действовали на морских коммуникациях противника, участвовали в захвате Британского Сомали. Осенью 1940 года они бомбили британские базы в Судане. По причине отсутствия пополнения и необходимого о технического обслуживания к марту 1941 года в строю оставалось только 3 самолета.
В первые месяцы войны довольно активно действовал 39-й стормо, дислоцировавшийся на Родосе. 22 июня 1940 года 12 самолетов совершили первый налет на Александрию. 11 августа SM.81 с Родоса бомбили Порт-Саид; в сентябре-октябре - цели в Египте. Самолеты 39-го стормо 8 июля 1940 года в морском сражении при Пунта Стило осуществили первый налет, а 9 июля три налета на флот противника совершили SM.81 из 37-го стормо.
Самолеты 14-го и 15-го стормо в Ливии в основном использовались для воздушных перевозок, а к бомбардировочным налетам в ночное время привлекалась 54-я группа, переброшенная из Италии; она летала на SM.81 до марта 1941 года. В войне против Греции SM.81 эксплуатировались в качестве транспортных. Как транспортники "Pipistrello" работали вплоть до капитуляции Италии, когда в составе итальянских ВВС на стороне союзников числилось только четыре SM.81. Значительно больше машин данного типа находилось на севере Италии. Эти самолеты попали в люфтваффе и ВВС Итальянской социальной республики, где эксплуатировали также, как транспортные.
Источники:
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Крылья Родины. Н.Якуба, Ф.Фельдман. Савойа-Маркетти S-81 "Пипистрелло";
- Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия;
- Savoia Marchetti SM 81 Manual;
- Apostolo, Giorgio. The Savoia Marchetti S.M.81 (Aircraft in Profile number 146);
- Samolot bombowy Savoia-Marchetti SM.79 [Typy broni i uzbrojenia 199];
- Passingham, Malcolm. "Savoia-Marchetti SM81". Aircraft Illustrated (1977).