Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello"
Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.81 Pipistrello принимали активное участие в Гражданской войне в Испании, но к началу Второй мировой войны уже устарели. Но несмотря на это, самолеты использовали, и достаточно активно, как бомбардировщики и транспортники. Интересно, что конструкторы, разрабатывая эту машину, предусмотрели установку разных типов двигателей.

Средний бомбардировщик SIAI (Савойя-Маркетти) S.81 "Пипистрелло"

Pipistrello - Летучая мышь

Бомбардировщик ИталииИтальянский средний бомбардировщик (и транспортник) смешанной конструкции Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" серийно производился с 1934 до марта 1938 года. За этот период построено 534 самолета. Состоял на вооружении Regia Aeronautica с весны 1935 года. Это был типичный представитель бомбардировщиков середины 30-х гг., отличающихся, в частности, тихоходностью, громоздкостью и неубирающимся шасси. Самолет, сыгравший значительную роль в Гражданской войне в Испании, к 1940 году уже устарел. Тем не менее, во Второй мировой войне его применяли в качестве бомбардировщика, когда, например, самолет люфтваффе Junkers Ju-52/3m давно выполнял функции транспортника.

SIAI (Савойя-Марчетти) S.81 "Пипистрелло"

Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" был первым в серии трехмоторных бомбардировщиков фирмы SIAI (SIAI-Marchetti - итальянский производитель самолетов, с 1922 по 1944 год компания называлась Savoia-Marchetti). Машина, разработанная под руководством А. Маркетти (Alessandro Marchetti) на базе пассажирского самолета S.M.73, представляла собой моноплан смешанной конструкции - деревянное крыло, металлический фюзеляж - с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Самолет, имевший достаточно серьезное оборонительное вооружение, был способен нести бомбовую нагрузку в 1200 кг. И кроме этого, большие габариты фюзеляжа, "полученные" от гражданского самолета, позволяли эксплуатировать S.M.81 в роли транспортной машины. Конструкторы учли возможность, реализованную в ходе серийного производства, установки на самолетах двигателей разных типов: 9- или 14-цилиндровых моторов воздушного охлаждения, что позволяло избежать характерные трудности.

Самолеты Италии WWII

8 февраля 1935 года впервые совершил полет прототип Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello", и почти сразу после этого был получен заказ на первую партию из 100 самолетов. В связи с агрессией против Абиссинии и опасением вероятной ответной реакции со стороны других стран, производство самолетов данного типа имело высший приоритет. Серийное производство осуществлялось на заводах SIAI (Сесто-Календе, Боргоманьеро), "Пьяджо" и CMASA на основе широкой кооперации.

Итальянские самолеты
Средний бомбардировщик Средний бомбардировщик
SIAI (Савойя-Марчетти) S.81 "Пипистрелло" Бомбардировщики на фото
Средний бомбардировщик Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello"
Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Основной модификацией являлся SM.81 - самолет, который оборудовался одним из пяти типов двигателей:

  • Alfa Romeo 125 RC.35 - выпущено 192 машины,
  • Gnome-Rhône 14K - построено 96 самолетов,
  • Piaggio P.X R.C.15 - изготовлено 48 самолетов,
  • Piaggio P.IX R.C.40 - 140 самолетов,
  • Alfa Romeo 126 RC.34 - создано 58 единиц, помимо этого, данными двигателями переоборудовали часть машин ранних серий.

Стрелковое вооружение включало шесть 7,7-мм пулеметов: по два в верхней и нижней полуубираемых установках, два в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки составляла 1200 кг (максимально - 2 тонны). В состав экипажа входили 6 человек.

Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello"

Основные характеристики
Двигатели:  
тип Alfa Romeo 126 RC.34
мощность, л.с. 780
Размах крыла, м 24,00
Длина самолета, м 18,36
Высота самолета, м 4,37
Площадь крыла, кв. м 93,00
Масса, кг:  
пустого самолета 6800
максимальная взлетная 10504
Максимальная скорость, км/ч 336
Практический потолок, м 7000
Дальность полета, км:  
максимальная 2000
с макс. бомбовой нагрузкой 640

Бомбардировщик Италии

Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.81 "Pipistrello" в Regia Aeronautica первыми получил 7-й стормо, потом 9-й, 13-й и 15-й. В декабре 1935 года первые SM.81 направили в Восточную Африку, для работы в которой предпочли самолеты с моторами Piaggio P.X R.C.15, считавшиеся более надежными. Кроме бомбардировок позиций противника, SM.81 широко использовались для снабжения итальянских войск. После окончательной оккупации Абиссинии в Восточной Африке остались 36 самолетов SM.81 для обеспечения деятельности колониальных войск.

В Гражданской войне в Испании SM.81 "Pipistrello" были первыми самолетами, выделенным для поддержки националистов. Девять самолетов прибыли в Мелилью 28 июля 1936 года. Эти машины применялись для переброски войск мятежников из Марокко в Испанию, а также для бомбовых ударов. 5 августа был выполнен первый налет, целью которого стал республиканский крейсер. В Испании количество SM.81 быстро увеличивалось, и через некоторое время здесь воевали 3 группы (25-я, 34-я и 35-я), активно участвовавших в захвате Бильбао и Сантандера, производили налеты на порты Средиземноморья.

Самолеты Второй мировой

В сражении на реке Эбро, начавшегося 25 июля 1938 года, итальянские бомбардировщики сыграли важную роль. Во время наиболее активных боев одновременно в Испании дислоцировалось до ста SM.81, но к концу 1938 года их количество сократилось до 64 самолетов, переданных франкистам. Когда Испания вступила во Вторую мировую войну самолеты SM.81 уже считались устаревшими, но их все еще продолжали активно применять. В Regia Aeronautica на 10 июня 1940 года насчитывалось 304 таких самолета, из которых 59 находились в Восточной Африке, 147 - на других территориях (в Ливии, на Родосе, в Албании и в Италии), остальные были в транспортных частях.

Бомбардировщики, базировавшиеся в Восточной Африке, бомбили Аден, действовали на морских коммуникациях противника, участвовали в захвате Британского Сомали. Осенью 1940 года они бомбили британские базы в Судане. По причине отсутствия пополнения и необходимого о технического обслуживания к марту 1941 года в строю оставалось только 3 самолета.

Бомбардировщик Второй мировой войны

В первые месяцы войны довольно активно действовал 39-й стормо, дислоцировавшийся на Родосе. 22 июня 1940 года 12 самолетов совершили первый налет на Александрию. 11 августа SM.81 с Родоса бомбили Порт-Саид; в сентябре-октябре - цели в Египте. Самолеты 39-го стормо 8 июля 1940 года в морском сражении при Пунта Стило осуществили первый налет, а 9 июля три налета на флот противника совершили SM.81 из 37-го стормо.

Самолеты 14-го и 15-го стормо в Ливии в основном использовались для воздушных перевозок, а к бомбардировочным налетам в ночное время привлекалась 54-я группа, переброшенная из Италии; она летала на SM.81 до марта 1941 года. В войне против Греции SM.81 эксплуатировались в качестве транспортных. Как транспортники "Pipistrello" работали вплоть до капитуляции Италии, когда в составе итальянских ВВС на стороне союзников числилось только четыре SM.81. Значительно больше машин данного типа находилось на севере Италии. Эти самолеты попали в люфтваффе и ВВС Итальянской социальной республики, где эксплуатировали также, как транспортные.

Бомбардировщик

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Крылья Родины. Н.Якуба, Ф.Фельдман. Савойа-Маркетти S-81 "Пипистрелло";
  • Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия;
  • Savoia Marchetti SM 81 Manual;
  • Apostolo, Giorgio. The Savoia Marchetti S.M.81 (Aircraft in Profile number 146);
  • Samolot bombowy Savoia-Marchetti SM.79 [Typy broni i uzbrojenia 199];
  • Passingham, Malcolm. "Savoia-Marchetti SM81". Aircraft Illustrated (1977).
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме