|
Бомбардировщик Potez P.633
|
Легкий бомбардировщик Потэз P.633 разрабатывался до Второй мировой войны вместе с тяжелым истребителем и, разумеется, имел отличия. Но в самой Франции бомбардировочный вариант предполагалось использовать, как учебный самолет, хотя потенциал машин не был реализован из-за изменившихся требований со стороны командования ВВС.
Легкий бомбардировщик Потэз P.633
Potez P.633 (основная модификация - Р.633В2) являлся бомбардировочным вариантом двухмоторного истребителя Потэ P.631 (C3), создававшегося с 1934 года под руководством Л. Королье. В Военно-воздушных силах Франции эти самолеты не предполагалось использовать в качестве боевых, их планировалось эксплуатировать только как учебные. Р.633В2 находились также на вооружении Румынии и Греции. Самолет Р.633В2 не получил широкого распространения, это случилось в большей степени по причине изменения требований ВВС Франции к бомбардировщикам, а не из-за слабых летных характеристик машины.
Легкий бомбардировщик Potez 633 разрабатывался совместно с проектированием многоцелевых тяжелых истребителей Potez 630/631, в соответствии с заданием от 31 октября 1934 года. Согласно техническому заданию новый самолет должен был:
- развивать максимальную скорость около 450 км/ч,
- иметь продолжительность полета 4 часа,
- за 15 минут набирать высоту 4000 метров,
- иметь маневренность на уровне одномоторного самолета,
- иметь вооружение (истребитель) - две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет.
Бомбардировочная модификация двухмоторного истребителя, в частности, отличалась от базового варианта экипажем, уменьшенным с трех человек до двух, а также сокращенным составом стрелкового вооружения и наличием бомбоотсека в средней части фюзеляжа. Министерство авиации весной 1937 года выдало заказ на два предсерийных бомбардировщика Р.633В2, но второй экземпляр построили в штурмовом варианте Р.639АВ2, который однако так и не попал в серийное производство.
Количество заказов на серийные Р.633В2 достигло 574 самолетов, которые не были реализованы, поскольку требования военных изменились - Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы бомбардировщики стали трехместными. Но такое переоборудование самолета с сохранением бомбоотсека являлось не реальной задачей и производство Р.633 после выпуска 71 самолета было свернуто в 1939 году.
Французские самолеты
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основная модификация:
Р.633В2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М 04/05 мощностью 670 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (один неподвижный в носовой части фюзеляжа, один неподвижный на подфюзеляжной установке, стреляющий назад-вниз, один подвижный на верхней установке). В 1940 году часть самолетов дополнительно оснастили четырьмя неподвижными 7,5-мм пулеметами (два стреляющих вперед и два - назад-вниз); была возможна подвеска под консолями крыла двух контейнеров с двумя 7,5-мм пулеметами в каждом. Масса бомбовой нагрузки - 400 кг (восемь 50-кг или две 200-кг бомбы). Экипаж состоял из 2 человек.
Основные характеристики разных модификаций самолета
Modèles |
Potez 63.0 |
Prototype |
25/4/1936 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
88 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.850 kg |
Capacité de charge |
500 kg |
Poids maximum |
|
Vitesse maximum |
460 Km/h à 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
|
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Hispano-Suiza 14 Ab |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
670 CV à 4.000 m |
Tours/minute |
2.400 |
Hélice |
Nom |
HamiltonTripale |
Diam. |
2, 9 m |
Carburateur |
|
RéservoirsType AVIAL soudé |
7651 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.1 |
Prototype |
15/3/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
215 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32.7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
3.760 kg |
Capacité de charge |
450 kg |
Poids maximum |
2 800 kg |
Vitesse maximum |
442 Km/h à 4500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 5'56" |
Plafond |
6.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.220 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône I4M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Gnome -Rhône tripale â pas variable |
Diam. |
3, 05 m |
Carburateur |
Stromberg 125 G |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
1 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
2 X Hispano HS 404 de 20 mm |
Modèles |
Potez 63.3 |
Prototype |
15/1/1937 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
71 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.500 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/h à 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
4000 m en 6'08" |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.320 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
3.030 |
Hélice |
Nom |
Ratier |
Diam. |
3, 07 m |
Carburateur |
Zenith 125 RGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
765 1 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.7 |
Prototype |
octobre 1938 |
Pilote |
Nicole |
Production (1) |
61 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,07 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.225 kg |
Capacité de charge |
590 kg |
Poids maximum |
2800 kg |
Vitesse maximum |
435 Km/hà 4.500 m |
Vitesse ascensionnelle |
8000 m en 18'26 |
Plafond |
8.000 m |
Rayon d'action maximum |
1.550 km |
Motorisation |
Gnôme - Rhône 14M6/7 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
37030 |
Hélice |
Nom |
Ratier â pas variable |
Diam. |
3,06 m |
Carburateur |
ZenithRGSL.8 |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
3 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
Modèles |
Potez 63.11 |
Prototype |
31/12/1938 |
Pilote |
Detré |
Production (1) |
863 |
Envergure |
16 m |
Longueur |
11,007 m |
Hauteur |
3, 62 m |
Surface Alaire |
32,7 m2 |
Poids à vide |
2.450 kg |
Poids en charge |
4.433 kg |
Capacité de charge |
|
Poids maximum |
2000 kg |
Vitesse maximum |
425 Km/hà 5.000 m |
Vitesse ascensionnelle |
2.000 m en4' |
Plafond |
8.500 m |
Rayon d'action maximum |
1.500 km |
Motorisation |
Gnôme -Rhône 14M4/5 |
Cylindres |
14 radial |
Refroidiss. |
Air |
Puissance décollage |
700 CV |
Puissance à |
660 CV à 5.000 m |
Tours/minute |
|
Hélice |
Nom |
Ratier à pas variable |
Diam. |
3,05 m |
Carburateur |
Zenith |
RéservoirsType AVIAL soudé |
9501 |
Réservoir huile type AVI AL soudé' |
47 1 |
Armement |
Mitrailleuses |
Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm |
Canons |
|
На вооружении французских ВВС к 3 сентября 1939 года насчитывалось 22 самолета Р.633В2, которые были распределены между штурмовыми группами, ожидавшими перевооружения на Breguet Br.691/693/695. К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 года не более 11 самолетов, из них исправных - 7, находились в составе GBA II/51, базировавшейся на аэродроме Le Luc. С 19 мая 1940 года эти самолеты принимали участие в боевых действиях, но к 30 мая исправных самолетов Potez P.633 в GBA II/51 практически не осталось, и далее во Второй мировой войне они не участвовали. В состав ВВС Виши попали 18 Р.633В2, но к началу 1941 года их сняли с эксплуатации.
Румыния заказала 40 самолетов Potez Р.633В2, но успела получить половину из них. Самолеты поступили во 2-ю бомбардировочную группу. 22 июня 1941 года во время первого налета семи "Потэзов" на аэродром Болград, два были сбиты, еще два совершили вынужденную посадку на своей территории, а остальные получили повреждения. Машины 2-й группы участвовали в боях под Одессой до осени 1941 года. В составе румынского авиакорпуса летом 1942 года на южном участке советско-германского фронта использовались шесть самолетов "Потез" Р.633В2 - они применялись, как разведчики.
В 1939 году Греции передали 13 самолетов данного типа из 24 заказанных. Они вошли в состав 31-й эскадрильи и с 28 октября 1940 года участвовали в отражении агрессии Италии. Наносили удары по целям на территории Албании, в том числе, по аэродромам, действовали мелкими группами или поодиночке. Китай заказал пять самолетов Potez Р.633В2, которые были конфискованы французским правительством и не попали по назначению.
Источники:
- Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
- А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
- Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
- AirMagazine. Jose Fernandez. Les Potez 63.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|