Бомбардировщик Potez P.633
Легкий бомбардировщик Потэз P.633 разрабатывался до Второй мировой войны вместе с тяжелым истребителем и, разумеется, имел отличия. Но в самой Франции бомбардировочный вариант предполагалось использовать, как учебный самолет, хотя потенциал машин не был реализован из-за изменившихся требований со стороны командования ВВС.

Легкий бомбардировщик Потэз P.633

БомбардировщикPotez P.633 (основная модификация - Р.633В2) являлся бомбардировочным вариантом двухмоторного истребителя Потэ P.631 (C3), создававшегося с 1934 года под руководством Л. Королье. В Военно-воздушных силах Франции эти самолеты не предполагалось использовать в качестве боевых, их планировалось эксплуатировать только как учебные. Р.633В2 находились также на вооружении Румынии и Греции. Самолет Р.633В2 не получил широкого распространения, это случилось в большей степени по причине изменения требований ВВС Франции к бомбардировщикам, а не из-за слабых летных характеристик машины.

Легкий бомбардировщик

Легкий бомбардировщик Potez 633 разрабатывался совместно с проектированием многоцелевых тяжелых истребителей Potez 630/631, в соответствии с заданием от 31 октября 1934 года. Согласно техническому заданию новый самолет должен был:

  • развивать максимальную скорость около 450 км/ч,
  • иметь продолжительность полета 4 часа,
  • за 15 минут набирать высоту 4000 метров,
  • иметь маневренность на уровне одномоторного самолета,
  • иметь вооружение (истребитель) - две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет.

Бомбардировочная модификация двухмоторного истребителя, в частности, отличалась от базового варианта экипажем, уменьшенным с трех человек до двух, а также сокращенным составом стрелкового вооружения и наличием бомбоотсека в средней части фюзеляжа. Министерство авиации весной 1937 года выдало заказ на два предсерийных бомбардировщика Р.633В2, но второй экземпляр построили в штурмовом варианте Р.639АВ2, который однако так и не попал в серийное производство.

Бомбардировщик

Количество заказов на серийные Р.633В2 достигло 574 самолетов, которые не были реализованы, поскольку требования военных изменились - Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы бомбардировщики стали трехместными. Но такое переоборудование самолета с сохранением бомбоотсека являлось не реальной задачей и производство Р.633 после выпуска 71 самолета было свернуто в 1939 году.

Французские самолеты
Potez Р.633В2 Potez P.631C3
Нажмите на изображение для увеличения

Основная модификация:

Р.633В2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М 04/05 мощностью 670 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (один неподвижный в носовой части фюзеляжа, один неподвижный на подфюзеляжной установке, стреляющий назад-вниз, один подвижный на верхней установке). В 1940 году часть самолетов дополнительно оснастили четырьмя неподвижными 7,5-мм пулеметами (два стреляющих вперед и два - назад-вниз); была возможна подвеска под консолями крыла двух контейнеров с двумя 7,5-мм пулеметами в каждом. Масса бомбовой нагрузки - 400 кг (восемь 50-кг или две 200-кг бомбы). Экипаж состоял из 2 человек.

Бомбардировщик Potez P.633

Основные характеристики разных модификаций самолета

63.0

Modèles Potez 63.0
Prototype 25/4/1936
Pilote Nicole
Production (1) 88
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.850 kg
Capacité de charge 500 kg
Poids maximum  
Vitesse maximum 460 Km/h à 5.000 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Hispano-Suiza 14 Ab
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 670 CV à 4.000 m
Tours/minute 2.400
Hélice Nom HamiltonTripale
Diam. 2, 9 m
Carburateur  
RéservoirsType AVIAL soudé 7651
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.1

Modèles Potez 63.1
Prototype 15/3/1937
Pilote Detré
Production (1) 215
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32.7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 3.760 kg
Capacité de charge 450 kg
Poids maximum 2 800 kg
Vitesse maximum 442 Km/h à 4500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 5'56"
Plafond 6.000 m
Rayon d'action maximum 1.220 km
Motorisation Gnôme -Rhône I4M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Gnome -Rhône tripale â pas variable
Diam. 3, 05 m
Carburateur Stromberg 125 G
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 1 X MAC 34 7,5 mm
Canons 2 X Hispano HS 404 de 20 mm

63.3

Modèles Potez 63.3
Prototype 15/1/1937
Pilote Detré
Production (1) 71
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.500 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/h à 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 4000 m en 6'08"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.320 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 3.030
Hélice Nom Ratier
Diam. 3, 07 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 765 1
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.7

Modèles Potez 63.7
Prototype octobre 1938
Pilote Nicole
Production (1) 61
Envergure 16 m
Longueur 11,07 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.225 kg
Capacité de charge 590 kg
Poids maximum 2800 kg
Vitesse maximum 435 Km/hà 4.500 m
Vitesse ascensionnelle 8000 m en 18'26
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 1.550 km
Motorisation Gnôme - Rhône 14M6/7
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute 37030
Hélice Nom Ratier â pas variable
Diam. 3,06 m
Carburateur ZenithRGSL.8
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses 3 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

63.11

Modèles Potez 63.11
Prototype 31/12/1938
Pilote Detré
Production (1) 863
Envergure 16 m
Longueur 11,007 m
Hauteur 3, 62 m
Surface Alaire 32,7 m2
Poids à vide 2.450 kg
Poids en charge 4.433 kg
Capacité de charge  
Poids maximum 2000 kg
Vitesse maximum 425 Km/hà 5.000 m
Vitesse ascensionnelle 2.000 m en4'
Plafond 8.500 m
Rayon d'action maximum 1.500 km
Motorisation Gnôme -Rhône 14M4/5
Cylindres 14 radial
Refroidiss. Air
Puissance décollage 700 CV
Puissance à 660 CV à 5.000 m
Tours/minute  
Hélice Nom Ratier à pas variable
Diam. 3,05 m
Carburateur Zenith
RéservoirsType AVIAL soudé 9501
Réservoir huile type AVI AL soudé' 47 1
Armement Mitrailleuses Jusqu`à 10 X MAC 34 7,5 mm
Canons  

Легкий бомбардировщик

На вооружении французских ВВС к 3 сентября 1939 года насчитывалось 22 самолета Р.633В2, которые были распределены между штурмовыми группами, ожидавшими перевооружения на Breguet Br.691/693/695. К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 года не более 11 самолетов, из них исправных - 7, находились в составе GBA II/51, базировавшейся на аэродроме Le Luc. С 19 мая 1940 года эти самолеты принимали участие в боевых действиях, но к 30 мая исправных самолетов Potez P.633 в GBA II/51 практически не осталось, и далее во Второй мировой войне они не участвовали. В состав ВВС Виши попали 18 Р.633В2, но к началу 1941 года их сняли с эксплуатации.

Самолеты WWII

Румыния заказала 40 самолетов Potez Р.633В2, но успела получить половину из них. Самолеты поступили во 2-ю бомбардировочную группу. 22 июня 1941 года во время первого налета семи "Потэзов" на аэродром Болград, два были сбиты, еще два совершили вынужденную посадку на своей территории, а остальные получили повреждения. Машины 2-й группы участвовали в боях под Одессой до осени 1941 года. В составе румынского авиакорпуса летом 1942 года на южном участке советско-германского фронта использовались шесть самолетов "Потез" Р.633В2 - они применялись, как разведчики.

Румынский Potez Р.633В2

В 1939 году Греции передали 13 самолетов данного типа из 24 заказанных. Они вошли в состав 31-й эскадрильи и с 28 октября 1940 года участвовали в отражении агрессии Италии. Наносили удары по целям на территории Албании, в том числе, по аэродромам, действовали мелкими группами или поодиночке. Китай заказал пять самолетов Potez Р.633В2, которые были конфискованы французским правительством и не попали по назначению.

Бомбардировщик

Источники:

  • Aero Journal Hors-Serie 10 (11-05) - Potez 630, 631, 633;
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Aircraft Profile 195 - The Potez 63 Series;
  • AirMagazine. Jose Fernandez. Les Potez 63.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Последний истребитель пятого поколения "Raptor"
Последний из "Рапторов"? Во вторник 13 декабря 2011 года из сборочного цеха завода компании Lockheed Martin в Мариэтте будет выпущен последний...
В пермскую авиагруппу "Большое Савино" поступили истребители-перехватчики МиГ-31Б
Три модернизированных истребителя МиГ-31Б поступили в авиагруппу "Большое Савино" Три модернизированных истребителя МиГ-31Б поступили в авиагруппу Центрального военного округа (ЦВО) "Большое...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме