Бомбардировщик Potez P.540/542/543
Многоцелевой самолет Potez P.540/542/543 являлся бомбардировщиком, но в период Второй мировой войны его чаще применяли в разведывательных целях. Этот самолет разработан в очень сжатые сроки, не обладал выдающимися характеристиками, хотя задумывался как очень разноплановая машина, и был снят с вооружения на начальном этапе войны.

Бомбардировщик и самолет-разведчик Потэз P.540/542/543

Бомбардировщик Спроектированные в конструкторском бюро фирмы "Аэропланс Анри Потэ" (Aéroplanes Henry Potez), самолеты Potez P.54 серийно производились с начала 1935 года. Находились на вооружении Франции с весны 1935 года, а также: с конца 1935 года - в Румынии и с августа 1936 года - в Испании. Но во Франции все модификации Потэз P.54 начали снимать с вооружения с 1938 года (или передавать в учебные части). В боях Второй мировой войны (в период с мая по июнь 1940 года) эти самолеты применялись в основном как разведчики. Для машин данного типа были характерны простота и легкость пилотирования, но их летные характеристики были низкими для второй половины 30-х годов, а концепция многоцелевого самолета BCR (Bombardement, Combat, Reconnaissance)  не была оправдана.

Potez 542

Конкурс на создание универсального самолета, который мог бы выступать одновременно в роли бомбардировщика, разведчика и самолета непосредственной поддержки (BCR) был объявлен Министерством авиации Франции в июне 1933 года. Машина должна была соответствовать требованиям одновременно маневренности, скорости, хорошего оборонительного вооружения с круговым обстрелом, широкого ассортимента бомб. В КБ Aéroplanes Henry Potez постарались учесть все необходимые требования, а темп проектирования был очень быстрым - самолет создали менее чем за шесть месяцев.

Самолет Второй мировой войны

14 ноября 1933 года впервые поднялся в воздух прототип Р.540.01, оснащенный 12-ти цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 690 л.с. Объединяя черты, характерные и для уходящего типа бомбардировщиков, и нового поколения, самолет имел с одной стороны - закрытые кабины, экранированные турели, убирающееся шасси, с другой - громоздкую схему подкосного высокоплана с установкой мотогондол на сложной системе пилонов и стоек. Планер имел смешанную конструкцию.

Potez 540

После признания испытаний самолета удовлетворительными, в 1934 году выпустили опытную партию из четырех самолетов, отличающихся силовыми установками. Серийное производство началось в первой половине 1935 года и продолжалось до 1937 года, за этот период построили 270 самолетов.

Potez P.540
Схема самолета Potez P.540
Нажмите на изображение для увеличения

Основные модификации:

  • Р.540 - с двигателями Hispano-Suiza 12Xirs/Xjrs мощностью 690 л.с. Стрелковое вооружение состояло из трех 7,5-мм пулеметов (по одному в носовой, частично убирающейся верхней и нижней башнях). Масса бомбовой нагрузки равна 1000 кг. Экипаж самолета включал 4-5 человек (в литературе иногда указывается - до 7). Построено 185 самолетов.
  • Р.542 - с 12-ти цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Lorraine 12Hdrs/Hers (или 12Hfrs/Hgrs) мощностью 720 л.с. Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка, как у Р.540. Выпущено 74 самолета.
  • Р.540TOE и Р.542TOE - варианты Р.540 для жаркого климата;
  • P.543 - модификация для Румынии. На самолет устанавливались 14-ти цилиндровые моторы воздушного охлаждения Gnome-Rhône GR 14Kdrs. Стрелковое вооружение включало три 7,92-мм пулемета. Бомбовая нагрузка такая же - 1000 кг. Изготовлено 10 машин.

Бомбардировщик Potez P.540

Основные характеристики самолета Potez P.540
Двигатели:  
тип Hispano-Suiza 12Xirs/Xjrs
мощность, л.с. 690
Размах крыла, м 22,1
Длина самолета, м 16,2
Высота самолета, м 3,88
Площадь крыла, кв. м 76
Масса, кг:  
пустого 4124
взлетная 5944
Скорость максимальная, км/ч 310
Скороподъемность, м/с 6,4
Потолок, м 10000
Дальность полета, км:  
с 1000 кг бомб 850
максимальная 1200

Бомбардировщик Potez

Как очевидно из начала статьи сайта pro-samolet.ru и года поступления на вооружение, бомбардировщики Potez получили боевое крещение в Испании - летом 1936 года республиканское правительство закупило шесть единиц. Количество заказанных самолетов позже достигло 50 машин, а возможно и больше, но в действительности в Испанию поставили значительно меньше самолетов (это были Р.540, Р.542, и Р.543, которые не попали в Румынию) по причине присоединения Франции к политике невмешательства.

Potez 542

Потезы в основном использовались в интернациональной эскадрилье "Эспанья". Французские Potez вместе с советскими самолетами Второй мировой войны СБ являлись основными бомбардировщиками Республиканских Военно-воздушных сил. Но их применение сопровождалось разными проблемами, например, у варианта Р.542 моторы Lorraine оказались очень ненадежными.

Бомбардировщик

Potez Р.540 и Р.542 поступали на вооружение бомбардировочных и разведывательных авиачастей ВВС Франции, но к 1938 году эти самолеты признавались уже устаревшими и заменялись на более современные. В Северной и Экваториальной Африке, Ливане, Индокитае летали модифицированные для службы в колониях Р.540TOЕ и Р.542ТОЕ. На 3 сентября 1939 года боевые части насчитывали 85 самолетов Р.540/542, из которых 73 были исправны. Эти самолеты находились в 54-й и 63-й бомбардировочных, 36-й разведывательной эскадрах, а также в других группах в колониях. Участие во Второй мировой войне для них ограничилось несколькими разведывательными полетами.

За время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 года по 10.05.1940 года на Западном фронте) перевооружение новыми машинами почти завершилось. На 10 мая 1940 года в частях "первой линии" насчитывалось только 23 самолета Р.540/542, из них 12 исправных, более ста были в школах и резерве. Р.540/542 продолжали использовать в колониях в составе ВВС Виши. Некоторое количество самолетов передали в транспортную авиацию. Три самолета Р.542ТОЕ, базировавшиеся в Индокитае, принимали участие в конфликте с Таиландом в январе 1941 года, совершив несколько налетов на населенные пункты и группировки войск. Во Франции самолеты данного типа окончательно сняли с вооружения в 1944 году.

P.543

Источники:

  • Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Potez 540;
  • Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945";
  • Antonio L. Sapienza, Dan Hagedorn "Aircraft of the Chaco War 1928-1935".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Заседание ВПК при Правительстве РФ
Начало работы над новой Госпрограммой вооружений 2016-2025 гг О начале работы над перспективной программой вооружений, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал ...
Япония начнет разрабатывать новый истребитель
В ближайшие пять лет Минобороны Японии инициирует проект разработки нового истребителя По сообщению Aviation Week, Минобороны Японии планирует в течение пяти...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме