Бомбардировщик Potez P.540/542/543
|
Бомбардировщик и самолет-разведчик Потэз P.540/542/543
Спроектированные в конструкторском бюро фирмы "Аэропланс Анри Потэ" (Aéroplanes Henry Potez), самолеты Potez P.54 серийно производились с начала 1935 года. Находились на вооружении Франции с весны 1935 года, а также: с конца 1935 года - в Румынии и с августа 1936 года - в Испании. Но во Франции все модификации Потэз P.54 начали снимать с вооружения с 1938 года (или передавать в учебные части). В боях Второй мировой войны (в период с мая по июнь 1940 года) эти самолеты применялись в основном как разведчики. Для машин данного типа были характерны простота и легкость пилотирования, но их летные характеристики были низкими для второй половины 30-х годов, а концепция многоцелевого самолета BCR (Bombardement, Combat, Reconnaissance) не была оправдана.
Конкурс на создание универсального самолета, который мог бы выступать одновременно в роли бомбардировщика, разведчика и самолета непосредственной поддержки (BCR) был объявлен Министерством авиации Франции в июне 1933 года. Машина должна была соответствовать требованиям одновременно маневренности, скорости, хорошего оборонительного вооружения с круговым обстрелом, широкого ассортимента бомб. В КБ Aéroplanes Henry Potez постарались учесть все необходимые требования, а темп проектирования был очень быстрым - самолет создали менее чем за шесть месяцев.
14 ноября 1933 года впервые поднялся в воздух прототип Р.540.01, оснащенный 12-ти цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 690 л.с. Объединяя черты, характерные и для уходящего типа бомбардировщиков, и нового поколения, самолет имел с одной стороны - закрытые кабины, экранированные турели, убирающееся шасси, с другой - громоздкую схему подкосного высокоплана с установкой мотогондол на сложной системе пилонов и стоек. Планер имел смешанную конструкцию.
После признания испытаний самолета удовлетворительными, в 1934 году выпустили опытную партию из четырех самолетов, отличающихся силовыми установками. Серийное производство началось в первой половине 1935 года и продолжалось до 1937 года, за этот период построили 270 самолетов.
Potez P.540
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основные модификации:
- Р.540 - с двигателями Hispano-Suiza 12Xirs/Xjrs мощностью 690 л.с. Стрелковое вооружение состояло из трех 7,5-мм пулеметов (по одному в носовой, частично убирающейся верхней и нижней башнях). Масса бомбовой нагрузки равна 1000 кг. Экипаж самолета включал 4-5 человек (в литературе иногда указывается - до 7). Построено 185 самолетов.
- Р.542 - с 12-ти цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Lorraine 12Hdrs/Hers (или 12Hfrs/Hgrs) мощностью 720 л.с. Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка, как у Р.540. Выпущено 74 самолета.
- Р.540TOE и Р.542TOE - варианты Р.540 для жаркого климата;
- P.543 - модификация для Румынии. На самолет устанавливались 14-ти цилиндровые моторы воздушного охлаждения Gnome-Rhône GR 14Kdrs. Стрелковое вооружение включало три 7,92-мм пулемета. Бомбовая нагрузка такая же - 1000 кг. Изготовлено 10 машин.
Основные характеристики самолета Potez P.540
Двигатели: |
|
тип |
Hispano-Suiza 12Xirs/Xjrs |
мощность, л.с. |
690 |
Размах крыла, м |
22,1 |
Длина самолета, м |
16,2 |
Высота самолета, м |
3,88 |
Площадь крыла, кв. м |
76 |
Масса, кг: |
|
пустого |
4124 |
взлетная |
5944 |
Скорость максимальная, км/ч |
310 |
Скороподъемность, м/с |
6,4 |
Потолок, м |
10000 |
Дальность полета, км: |
|
с 1000 кг бомб |
850 |
максимальная |
1200 |
Как очевидно из начала статьи сайта pro-samolet.ru и года поступления на вооружение, бомбардировщики Potez получили боевое крещение в Испании - летом 1936 года республиканское правительство закупило шесть единиц. Количество заказанных самолетов позже достигло 50 машин, а возможно и больше, но в действительности в Испанию поставили значительно меньше самолетов (это были Р.540, Р.542, и Р.543, которые не попали в Румынию) по причине присоединения Франции к политике невмешательства.
Потезы в основном использовались в интернациональной эскадрилье "Эспанья". Французские Potez вместе с советскими самолетами Второй мировой войны СБ являлись основными бомбардировщиками Республиканских Военно-воздушных сил. Но их применение сопровождалось разными проблемами, например, у варианта Р.542 моторы Lorraine оказались очень ненадежными.
Potez Р.540 и Р.542 поступали на вооружение бомбардировочных и разведывательных авиачастей ВВС Франции, но к 1938 году эти самолеты признавались уже устаревшими и заменялись на более современные. В Северной и Экваториальной Африке, Ливане, Индокитае летали модифицированные для службы в колониях Р.540TOЕ и Р.542ТОЕ. На 3 сентября 1939 года боевые части насчитывали 85 самолетов Р.540/542, из которых 73 были исправны. Эти самолеты находились в 54-й и 63-й бомбардировочных, 36-й разведывательной эскадрах, а также в других группах в колониях. Участие во Второй мировой войне для них ограничилось несколькими разведывательными полетами.
За время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 года по 10.05.1940 года на Западном фронте) перевооружение новыми машинами почти завершилось. На 10 мая 1940 года в частях "первой линии" насчитывалось только 23 самолета Р.540/542, из них 12 исправных, более ста были в школах и резерве. Р.540/542 продолжали использовать в колониях в составе ВВС Виши. Некоторое количество самолетов передали в транспортную авиацию. Три самолета Р.542ТОЕ, базировавшиеся в Индокитае, принимали участие в конфликте с Таиландом в январе 1941 года, совершив несколько налетов на населенные пункты и группировки войск. Во Франции самолеты данного типа окончательно сняли с вооружения в 1944 году.
Источники:
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Potez 540;
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945";
- Antonio L. Sapienza, Dan Hagedorn "Aircraft of the Chaco War 1928-1935".