Бомбардировщик-разведчик Bloch MB. 131
|
Французский бомбардировщик и разведчик Блох MB.131
Самолет Bloch MB. 131 являлся двухмоторным разведчиком и бомбардировщиком, использовался ВВС Франции на начальном этапе Второй Мировой войны. Если некоторые другие французские военные самолеты отличались угловатыми формами (например, бомбардировщик Amiot 143 порой называют "самым уродливым") и далеко не всегда соответствовали требованиям аэродинамики, то Bloch MB. 131 стал исключением, изменив сложившуюся тенденцию. Однако, можно констатировать, что к моменту принятия на вооружение MB.131RB4 фактически был уже устаревшим, поскольку скромная скорость самолета, а также его скороподъемность не позволяли надеяться на успешное боевое применение.
Двухмоторный разведчик-бомбардировщик разрабатывался под руководством М. Блоха с 1935 года. Машина представляла собой цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением и убирающимся шасси. Внешне отличаясь от самолетов Франции того периода, он по данному критерию не уступал самым современным бомбардировщикам, запускавшимся в производство в Германии, в Советском Союзе и США.
Функции прототипов выполняли первые два серийные самолета, облетанные 12 августа 1936 года и 5 мая 1937 года. Машины вначале оснащались моторами Gnome-Rhône 14Kdrs мощностью 900 л.с., которые впоследствии были заменены на Gnome & Rhône 14 N-10/11 - 950 л.с. Некоторые изменения были внесены по итогам испытаний, так, вместо 20-мм пушки в носовой установке смонтировали 7,5-мм пулемет, кроме того отказались от полуубираемой нижней турели, заменив ее остекленной гондолой. В марте 1938 года началось полномасштабное серийное производство, и до октября 1939 года всего, учитывая первые две машины, создано 122 самолета.
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основная модификация - MB.131 с двигателями GR 14N10/11 (950 л.с.). Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (по 1 в носовой установке, верхней турели и подфюзеляжной гондоле). Масса бомбовой нагрузки - 800 кг. Экипаж состоял из 4 человек. Первые 13 самолетов выпущены в разведывательном варианте MB.131R4 без бомбового вооружения, следующие 5 - в учебном MB.131 Ins с двойным управлением и 100 - в разведывательно-бомбардировочном МВ.131 RB4.
Поставки самолетов данного типа в войска начались летом 1938 года. На начало Второй мировой войны ВВС Франции имели семь разведывательных групп с MB.131RB4 - шесть в метрополии (GAA14, GRI/22, GRI I/22, GRI/35, GR1/55, GRII/55) и одну в Северной Африке (GRI/61). Такие самолеты в первые месяцы войны совершали дневные разведывательные полеты над Сааром и Пфальцем, а по ночам летали над долиной Дуная. Однако вскоре стало понятно, что летно-технические характеристики этих самолетов недостаточны для действий днем, и их использование ограничили только ночными операциями. В роли бомбардировщиков MB.131RB4 не применялись, а как разведчики к маю 1940 года были заменены более современными машинами. Только группа GR I/61 в Северной Африке продолжала летать на MB.131RB4. Некоторое количество МВ.131 после капитуляции еще оставалось в неоккупированной зоне. Часть из них переоборудовали в буксировщики мишений. Такие самолеты эксплуатировались авиацией правительства Виши.
Таким образом, Bloch MB. 131 не имел для дальнейшего развития потенциальных возможностей, необходимых для того, чтобы находиться на уровне мирового самолетостроения, когда развитие военной авиационной техники ускорилось многократно.
Основные характеристики
Двигатели: |
|
тип |
Gnome&Rhône 14 N-10/11 |
мощность, л.с. |
950 |
Размах крыла, м |
20,27 |
Длина самолета, м |
17,85 |
Высота самолета, м |
5,23 |
Площадь крыла, кв. м |
54,78 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
4691 |
нормальная взлетная |
7912 |
максимальная взлетная |
8600 |
Скорость максимальная, км/ч |
350 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
13 |
Потолок, м |
7250 |
Дальность полета, км: |
|
нормальная |
1000 |
максимальная |
1300 |
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- French Aircraft of World War II;
- Air Magazine. Le Bloch 131. Jose Fernandez.