Бомбардировщик Amiot 143
Французский средний бомбардировщик Amiot 143 не имел никаких шансов дальнейшего развития, поскольку к моменту принятия на вооружения ВВС являлся устаревшим. Однако, в ходе Второй мировой войны эти самолеты имели хорошую живучесть, но были переведены из многоцелевых бомбардировщиков в ночные.

Французский средний бомбардировщик Амио (Амье) 143

БомбардировщикБомбардировщик Amiot 143 разрабатывался в КБ фирмы Avions Amiot под руководством А. Дютартрэ. Серийное производство было организовано на заводах фирмы SECM в Коломбэ и Кадебеке в период с апреля 1935 года по март 1938 года, когда было построено 143 (по другим данным до 178) самолета данного типа, включая 2 прототипа Amiot 140, 1 прототип Amiot 142, и 2 опытных - Amiot 144 и Amiot 150. Французский цельнометаллический средний бомбардировщик Amiot 143 устарел еще до принятия на вооружение (в ВВС Франции - с августа 1935 года), хотя и демонстрировал относительно неплохую живучесть во Второй мировой войне, о чем свидетельствует статистика. Почти сразу же, после того как "Амио" 143 приняли на вооружение, он был переклассифицирован из многоцелевых в ночные бомбардировщики, поскольку концепции "многоместного боевого самолета" уже не соответствовал.

Французский бомбардировщик

Двухмоторный самолет разрабатывался под началом А. Дютартре с 1928 года в соответствии с заданием на многоместный самолет, способный выполнять функции бомбардировщика, разведчика и истребителя сопровождения. Конкурентами в конкурсе являлись в том числе Блерио 137, Бреге 410 и SPCA 30.

На фото: Самолеты Франции
Amiot 143 Французский бомбардировщик
Amiot 143 Бомбардировщик
Бомбардировщик Amiot 143 Бомбардировщики Amiot 143
Нажмите на фотографию для увеличения

Прототип "Амио" 140-01, оснащенный моторами Hispano-Suiza 12Nbr, впервые совершил полет 12 апреля 1931 года. Далее были построены и другие прототипы, которые в основном отличались силовой установкой. Для серийного производства приняли вариант "Амио" 143 с моторами GR 14К Mistral Major, прототип которого был облетан в августе 1934 года. Серийное производство стартовало в апреле 1935 года и велось до марта 1938 года. С момента начала проектирования бомбардировщика до начала серийного производства прошло свыше шести лет, поэтому самолет успел устареть еще до принятия на вооружение в тот период развития авиации.

Бомбардировщик

Этот французский самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением и неубирающимся подкосным шасси. Как и многие тяжелые самолеты Франции начала тридцатых годов, он не мог похвастаться элегантностью (в зарубежной литературе его порой называют "самым уродливым" самолетом), отличался угловатыми формами плоскобортного фюзеляжа и непропорционально толстым крылом. Конечно, внешний вид не является основным критерием, но и на мировом уровне французский самолет не блистал, ведь годом ранее в СССР взлетел СБ, в Германии предыдущей осенью - Дорнье Do 17 (а также проходил испытания Хейнкель Не 111), а в США готовился к летным испытаниям прототип "летающей крепости" В-17 - Боинг 299.

Amiot 143 Amiot 143M
"Кликните" на изображение для увеличения

Основная модификация это - Amiot 143BN5, оборудованный 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Gnome&Rhône 14Kirs/Kjrs Mistral Major мощностью 900 л.с. Экипаж - 5 человек. Стрелковое вооружение включало четыре 7,5-мм пулемета (по одному было установлено - в носовой и верхней турелях, а также - передней и задней частях подфюзеляжной гондолы). Масса бомбовой нагрузки - 800 кг во внутреннем бомбоотсеке (была возможность подвесить еще до 800 кг на наружных узлах).

Французский средний бомбардировщик

Кроме того, можно назвать следующие модификации:

  • Amiot 140 - прототип, построено два экз.;
  • Аmiot 142 - (Hispano-Suiza 12Ybrs) доработанный прототип - один самолет;
  • Amiot 143 - предсерийный и серийный;
  • Amiot 144М - с доработанными крыльями и убирающимся шасси, построен один самолет;
  • Amiot 150ВЕ - прототип разведывательного (торпедного) бомбардировщика, с двумя двигателями Gnome-Rhon (740 л.с.), сменным колесным (или поплавковым) шасси, создан один самолет.

AMIOT 143 M

Основные характеристики самолета

Двигатели:  
тип Gnome & Rhône 14Kirs/Kjrs
мощность, л.с. 900
Размах крыла, м 24,53
Длина самолета, м 18,24
Высота самолета, м 5,68
Площадь крыла, кв. м 100
Масса, кг:  
пустого самолета 5455
нормальная взлетная 8610
максимальная взлетная 10360
Скорость максимальная, км/ч 295
Время набора высоты 4000 м, мин 14,33
Потолок, м 7500
Дальность полета, км:  
с максимальной бомбовой нагрузкой 1300
без бомб 2000

Amiot 143

Несмотря на то, что Amiot 143 на 1 сентября 1939 года уже являлся устаревшим, но самолеты данного типа были достаточно распространены в бомбардировочных эскадрах: ими были вооружены по 2 группы в 34-й и 38- й эскадрах и 1 - в 35-й эскадре. Всего же, учитывая школы и резерв, в ВВС находились 123 таких бомбардировщика. Во время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 г. по 10.05.1940 г. на Западном фронте) группы, вооруженные "Амио" 143, выполняли разведывательные полеты.

Amiot 143

На 10 мая 1940 года, к началу германского "блицкрига", французские самолеты "Амио" 143 были сведены в два групмента: 9-й (группы GB I/34 и II/34) и 10-й (GB I/38 и II/38) и ночью 11 мая атаковали аэродромы в Мюнхене, Бонне, Уиттлихе. Далее несколько недель "Амио" 143 использовались как ночные бомбардировщики, т.е. согласно своему предназначению, демонстрируя достаточно неплохую живучесть: 9-й групмент выполнил 197 самолето-вылетов, сбросив 153,6 тонн бомб, потеряв только 4 самолета. А за 10 месяцев Второй мировой войны, с учетом брошенных на аэродромах при отступлении, потери составили менее 50 бомбардировщиков Amiot 143. В конце июня сохранившиеся "Амио" 143 были передислоцированы в Северную Африку. В составе ВВС Виши остались 2 группы, вооруженные "Амио", которые к маю 1941 года перевооружили LeO 451, а "Амио" 143 перевели в транспортную авиацию.

Amiot 143

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Португалии беспилотник спикировал в воду
Курьезом завершилась первая демонстрация нового разведывательного беспилотного летательного аппарата AR4 Light Ray на базе ВМС Португалии. Сразу после запуска беспилотник...
В Военно-воздушные силы России поставлены новые истребители Су-27СМ(3)
ОАО "Компания «Сухой»", завершив выполнение государственного оборонного заказа, поставила в 2011 году Военно-воздушным силам России 12 новых истребителей Су-27СМ3. В...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме