Французский средний бомбардировщик Амио (Амье) 143
Бомбардировщик Amiot 143 разрабатывался в КБ фирмы Avions Amiot под руководством А. Дютартрэ. Серийное производство было организовано на заводах фирмы SECM в Коломбэ и Кадебеке в период с апреля 1935 года по март 1938 года, когда было построено 143 (по другим данным до 178) самолета данного типа, включая 2 прототипа Amiot 140, 1 прототип Amiot 142, и 2 опытных - Amiot 144 и Amiot 150. Французский цельнометаллический средний бомбардировщик Amiot 143 устарел еще до принятия на вооружение (в ВВС Франции - с августа 1935 года), хотя и демонстрировал относительно неплохую живучесть во Второй мировой войне, о чем свидетельствует статистика. Почти сразу же, после того как "Амио" 143 приняли на вооружение, он был переклассифицирован из многоцелевых в ночные бомбардировщики, поскольку концепции "многоместного боевого самолета" уже не соответствовал.
Двухмоторный самолет разрабатывался под началом А. Дютартре с 1928 года в соответствии с заданием на многоместный самолет, способный выполнять функции бомбардировщика, разведчика и истребителя сопровождения. Конкурентами в конкурсе являлись в том числе Блерио 137, Бреге 410 и SPCA 30.
На фото: Самолеты Франции
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Прототип "Амио" 140-01, оснащенный моторами Hispano-Suiza 12Nbr, впервые совершил полет 12 апреля 1931 года. Далее были построены и другие прототипы, которые в основном отличались силовой установкой. Для серийного производства приняли вариант "Амио" 143 с моторами GR 14К Mistral Major, прототип которого был облетан в августе 1934 года. Серийное производство стартовало в апреле 1935 года и велось до марта 1938 года. С момента начала проектирования бомбардировщика до начала серийного производства прошло свыше шести лет, поэтому самолет успел устареть еще до принятия на вооружение в тот период развития авиации.
Этот французский самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением и неубирающимся подкосным шасси. Как и многие тяжелые самолеты Франции начала тридцатых годов, он не мог похвастаться элегантностью (в зарубежной литературе его порой называют "самым уродливым" самолетом), отличался угловатыми формами плоскобортного фюзеляжа и непропорционально толстым крылом. Конечно, внешний вид не является основным критерием, но и на мировом уровне французский самолет не блистал, ведь годом ранее в СССР взлетел СБ, в Германии предыдущей осенью - Дорнье Do 17 (а также проходил испытания Хейнкель Не 111), а в США готовился к летным испытаниям прототип "летающей крепости" В-17 - Боинг 299.
|
|
"Кликните" на изображение для увеличения |
Основная модификация это - Amiot 143BN5, оборудованный 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Gnome&Rhône 14Kirs/Kjrs Mistral Major мощностью 900 л.с. Экипаж - 5 человек. Стрелковое вооружение включало четыре 7,5-мм пулемета (по одному было установлено - в носовой и верхней турелях, а также - передней и задней частях подфюзеляжной гондолы). Масса бомбовой нагрузки - 800 кг во внутреннем бомбоотсеке (была возможность подвесить еще до 800 кг на наружных узлах).
Кроме того, можно назвать следующие модификации:
- Amiot 140 - прототип, построено два экз.;
- Аmiot 142 - (Hispano-Suiza 12Ybrs) доработанный прототип - один самолет;
- Amiot 143 - предсерийный и серийный;
- Amiot 144М - с доработанными крыльями и убирающимся шасси, построен один самолет;
- Amiot 150ВЕ - прототип разведывательного (торпедного) бомбардировщика, с двумя двигателями Gnome-Rhon (740 л.с.), сменным колесным (или поплавковым) шасси, создан один самолет.
Основные характеристики самолета
Двигатели: |
|
тип |
Gnome & Rhône 14Kirs/Kjrs |
мощность, л.с. |
900 |
Размах крыла, м |
24,53 |
Длина самолета, м |
18,24 |
Высота самолета, м |
5,68 |
Площадь крыла, кв. м |
100 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
5455 |
нормальная взлетная |
8610 |
максимальная взлетная |
10360 |
Скорость максимальная, км/ч |
295 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
14,33 |
Потолок, м |
7500 |
Дальность полета, км: |
|
с максимальной бомбовой нагрузкой |
1300 |
без бомб |
2000 |
Несмотря на то, что Amiot 143 на 1 сентября 1939 года уже являлся устаревшим, но самолеты данного типа были достаточно распространены в бомбардировочных эскадрах: ими были вооружены по 2 группы в 34-й и 38- й эскадрах и 1 - в 35-й эскадре. Всего же, учитывая школы и резерв, в ВВС находились 123 таких бомбардировщика. Во время "странной войны" (период Второй мировой войны с 03.09.1939 г. по 10.05.1940 г. на Западном фронте) группы, вооруженные "Амио" 143, выполняли разведывательные полеты.
На 10 мая 1940 года, к началу германского "блицкрига", французские самолеты "Амио" 143 были сведены в два групмента: 9-й (группы GB I/34 и II/34) и 10-й (GB I/38 и II/38) и ночью 11 мая атаковали аэродромы в Мюнхене, Бонне, Уиттлихе. Далее несколько недель "Амио" 143 использовались как ночные бомбардировщики, т.е. согласно своему предназначению, демонстрируя достаточно неплохую живучесть: 9-й групмент выполнил 197 самолето-вылетов, сбросив 153,6 тонн бомб, потеряв только 4 самолета. А за 10 месяцев Второй мировой войны, с учетом брошенных на аэродромах при отступлении, потери составили менее 50 бомбардировщиков Amiot 143. В конце июня сохранившиеся "Амио" 143 были передислоцированы в Северную Африку. В составе ВВС Виши остались 2 группы, вооруженные "Амио", которые к маю 1941 года перевооружили LeO 451, а "Амио" 143 перевели в транспортную авиацию.