Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Штурмовики Ил-10 в бою
Штурмовики Ил-10 принимал участие в заключительном этапе второй мировой войны, успешно атаковал немецкие войска, и в свою очередь, в воздушных боях был часто атакован истребителями люфтваффе. Немецкие самолеты в конце войны вели себя не так нагло, стараясь проводить одну, но эффективную атаку. Советские штурмовики, как правило, уходили на боевые задания под прикрытием истребителей.
Содержание
Штурмовики Ил-10 в бою
571-й шап
108-й гшап
118-го гшап
Война с Японией

Переучивание и убытие на фронт

ШтурмовикПеревооружение на новый штурмовик Ил-10 планировалось производить путем отвода с фронта полков в Куйбышев, где дислоцировалась 1-я запасная авиабригада (заб) - главный учебно-тренировочный центр штурмовой авиации - и находились заводы, которые выпускали самолеты Ил-10 и моторы АМ-42. В 1-й заб боевые полки должны были переучивание и доукомплектоваться самолетами и летным составом до полного штата. Первыми стали переучивать инструкторов бригады. В сжатые сроки они должны были освоить новые самолеты, разработать инструкции и методические руководства по переподготовке частей армии. Весь летный и технический состав 2-й эскадрильи 5-го запасного авиаполка (зап) еще в середине сентября был направлен на заводы № 1 и № 24 с целью изучения Ил-10 и АМ-42.

Для остальных эскадрилий предусматривались 82 часа занятий по новой технике, они продолжали работать по прежнему плану. То, что была выбрана 2-я эскадрилья было вызвано хорошим уровнем летной подготовки инструкторского состава. 15 октября 1944 года обучение было успешно закончено, и к концу месяца семь инструкторов во главе с командиром 5-го зап подполковником Беляковым уже самостоятельно вылетели на Ил-10. Серийные штурмовики Ил-10 в количестве 5 единиц завода № 1 полк получил к 31 октября 1944 года, еще пять самолетов поступили на 178-ю авиатехническую базу.

12-й зап, тоже входивший в эту же бригаду, приступил к изучению новой материальной части одновременно с 5-м зап. Переподготовка шла по одной схеме: одна эскадрилья обучается с выездом на заводы, остальные осваивают новые самолеты параллельно с основной работой. С 27 сентября по 20 октября 1944 года летный и технический состав 3-й эскадрильи находился на предприятиях, однако, полеты начали совершать значительно позже из-за частых аварий и катастроф Ил-10. В то время еще не могли ликвидировать пожары в воздухе. Лейтенант Иванов - командир 2-й эскадрильи 5-го зап, погиб - на его самолете возник пожар при перелете с завода на аэродром Муханово. В правом заднем карбюраторе появилось пламя. Лейтенант постарался дотянуть до аэродрома, но взорвался верхний бензобак. Все полеты были запрещены на время проведения расследования, что нарушило ход подготовки инструкторского состава. Согласно плану шла только наземная часть программы.

Обучение

Одна эскадрилья и руководящий состав 10-го зап (командир подполковник К.Н. Холобаев) и первые строевые полки -78-й гвардейский штурмовой авиаполк (гшап) майора С.П. Варило и 108-й гшап подполковника О.В. Топилина прибыли на заводы в ноябре 1944 года. С летным и техническим составом до возобновления серийного выпуска Ил-10 проводились занятия только на земле. После того как были сданы зачеты, полки были переведены на аэродромы, где с января 1945 года начался практический курс. 78-й гшап проходил переучивание на базе 12-го зап в Чапаевске, а 108-й гшап - на базе 5-го зап на аэродроме Толкай около станции Кинель.

Штурмовиков Ил-10 в 1-й заб постоянно не хватало по причине приостановки производства и постоянных переделок - 45 самолетов Ил-10 числились на 5 января 1945 года, еще 65 поступили за две недели. В феврале пришли 83 самолета, в марте -145, в апреле - 265 и в мае - 257 штурмовиков. К 1 июля 1945 года в общей сложности 1-я заб получила 1077 боевых Ил-10 и три учебно-тренировочных самолета. Генерал-майор Игнатов - командующий ВВС Приволжского военного округа поставил задачу в январе 1945 года подготовить:

  • 78-й (21 экипаж) и 108-й (41 экипаж) гшап,
  • 20 экипажей из 43-го и 50-го зап,
  • 16 экипажей для перегоночных полков (1000, 245, 217-го и 620-го),
  • 10 инспекторов по технике пилотирования для воздушных армий и военных округов,
  • а так же весь постоянный состав запасной бригады (5, 10, 12-й зап и 850-й перегоночный полк)

 Всего 137 человек.

С целью ускорения переучивания инструкторы запасных полков обязаны были проводить полеты на личную тренировку только на Ил-10. С получением программы наземной подготовки, отделы по боевой подготовке полков должны были немедленно приступить к составлению конспектов и к 5 января 1945 года оборудовать классы необходимыми наглядными пособиями. По программе на изучение матчасти и сдачу зачетов отводилось 7 дней для летного состава, 12 дней - для технического и 4 дня - для воздушных стрелков. После чего следовали продолжение изучения Ил-10 и АМ-42 на заводах и ознакомление с конструктивно-производственными дефектами и эксплуатационными особенностями самолета и мотора. Техническому составу отводилось два дня на изучение АМ-42 на заводе № 24 и три - на Ил-10 на заводах №1 и №18. Летному составу давалось три дня для изучения матчасти, и только на одном из самолетостроительных заводов.

Экипажи у самолетов

Летная часть программы переучивания включала:

  • один полет на проверку техники пилотирования на УИл-2 - налет 30 мин;
  • 8 контрольно-провозных полетов на УИл-2 - 48 мин;
  • 6 самостоятельных полетов на Ил-2 (взлет, полет по кругу и посадка) - 36 мин;
  • 10 самостоятельных полетов по кругу на Ил-10 - 1 ч;
  • 2 полета на самостоятельное упражнение (максимальный угол набора высоты, виражи с креном 30° - 60°, боевые развороты, спираль с креном 30° с высоты 1000 - 1500 м) - 1 ч;
  • один полет на полигон для стрельбы и бомбометания по наземной цели - 30 мин;
  • один полет по маршруту в составе пары с бомбометанием и стрельбой на полигоне -50 мин;
  • один полет на бомбометание и стрельбу в составе звена - 30 мин;
  • два полета по маршруту в составе шестерки с заходом на полигон в боевом порядке "пеленг", после бомбометания оборонительный круг - 1 ч 40 мин.

В общей сложности программа переучивания предусматривала 17 полетов на Ил-10 с налетом 5 ч 30 мин на каждого пилота.

Однако, руководство захотело поскорее испытать новый самолет в деле, поэтому планомерная подготовка летного и технического состава была нарушена. По личному распоряжению заместителя начальника Управления формирования и комплектования ВВС полковника Бронштейна в начале января 1945 года 78-му гшап надлежало срочно закончить переучивание и убыть в состав 2-й гвардейской штурмовой авиадивизии (гшад) 16-й воздушной армии.

Но ведь в это время пилоты полка имели налет на Ил-10 всего 57 минут и по шесть посадок. На боевое применение никто не вылетал.

Полк был срочно пополнен до штата молодыми летчиками и укомплектован 20 штурмовиками Ил-2 и 15 Ил-10. 10 января 1945 года переучивание официально закончилось, и через два дня полк был признан готовым к отправке на фронт. Но только 21 января (по ряду причин) первый эшелон в составе 20 Ил-2 и 11 штурмовиков Ил-10 смог вылететь к месту назначения. Второй эшелон - 10 экипажей на Ил-10 - отправился на фронт на следующий день. К боевым действиям на новом штурмовике 78-й полк был не готов. Но вместе с тем, летный состав, прибывший с передовой на переучивание, имел большой боевой опыт. Хорошую подготовку имели и молодые пилоты, но на Ил-10 они вообще не летали. В апреле в 78-м активно занимались вводом в строй молодого летного состава, который не прошел в Куйбышеве переучивания на новый штурмовик. Во Львове в это время принимали и собирали штурмовики Ил-10. Самолеты затем перегонялись на базу наиболее подготовленными летчиками полка. Штурмовики Ил-2 передавались в другие части дивизии. К 1 мая 1945 года в составе 78-го гшап находилось 18 самолетов Ил-10, два Ил-2, один УИл-2 и один По-2. Считалось, что к боевым действиям подготовлены все летчики (43 человека). К этому времени война подошла к концу, и 78-й полк в бой так и не вступил.

В январе 1945 года был переучен на Ил-10 108-й гшап, так же как и 78-й. Полк "в составе 41 летчика подготовлен к перелету на фронт на Ил-10 днем в простых метеоусловиях" - говорилось в акте от 21 января. Надо отметить, что летный состав был подготовлен несколько лучше, чем в 78-м полку: налет на штурмовиках Ил-10 составлял в среднем 2 часа 58 минут (10 посадок), в том числе около 2 часов в тренировках на боевое применение. Весь летный состав полка уже получил боевой опыт на Ил-2. В общей сложности полк получил 42 Ил-10, в том числе 37 производства завода № 18 и 5 выпуска завода № 1.

Отлет на фронт был назначен на 2 февраля. Для ускорения перебазирование полка, инженеры и техники летели вместо стрелков, которых в полку было только 7 человек, и должны были самостоятельно готовить самолеты на всех промежуточных аэродромах. Перелет закончился неудачей, несмотря на тщательность подготовки. Первый промежуточный пункт был сменен в последний момент: вместо аэродрома Разбойщина надо было следовать в Багай-Барановку. Первая группа из пяти самолетов благополучно добралась до нового аэродрома. Из второй группы, состоявшей из семи Ил-10, долетела только четверка во главе с ведущим группы капитаном Зиновьевым, звено младшего лейтенанта Мазура оторвалось от группы сразу же, и заблудившись, выработав горючее, село в поле. Как итог - одна авария и одна поломка. Третья группа из 10 штурмовиков Ил-10 (ведущий капитан Железняков) долетела до Балаково и возвратилась из-за плохой погоды. На обратном пути младший лейтенант Кирюшкин из-за отказа мотора совершил вынужденную посадку. Лейтенант Максимов выработал горючее и потерпел аварию в районе Чапаевска. Младший лейтенант Юдаев совершил посадку на одно колесо - не вышла вторая стойка. Четвертая группа во главе с капитаном Новиковым (четыре самолете Ил-10) также вернулась и приземлилась в Чапаевске.

Из 26 самолетов, вылетевших с аэродрома Толкай, на место назначения прибыли девять. После принятых мер 108-й гшап в два приема - 9 и 20 февраля убыл полным составом в действующую армию. Кроме этого, 25 января на стажировку во 2-ю воздушную армию отправилось на Ил-10 звено от управления бригады.

В феврале 1945 года планировалось переучить на штурмовики Ил-10 уже пять полков (571, 809, 723-й шап и 118-й и 132-й гшап) и 120 отдельных экипажей. По своей подготовке и боевому опыту прибывшие части несколько превосходили две первые. Но бригада выполнила январский план на 91%, а февральский был провален - 48%. Стрельбы и бомбометание на полигоне были оценены как неудовлетворительные. В два раза возросло количество летных происшествий. Срыв подготовки командование бригады объяснило перебоями с горючим и плохой погодой. Однако, неорганизованность учебно-боевой работы многократно отмечалась в документах штаба ВВС ПриВО и отчетах самой бригады; причина - текучесть кадров, ведь наиболее подготовленные офицеры стремились на фронт.

На Ил-10 в феврале реально смогли переучить лишь один полк - 571-й подполковника М.И. Безуха. После него достиг готовности 118-й гшап подполковника Верещинского, закончивший программу переподготовки 2 марта. Но недостающие самолеты были получены к середине марта. Оба полка убыли на фронт двумя группами: 19 марта вылетели 42 экипажа 118-го гшап и 41 -из 571-го шап, а 20 марта - четыре из 118-го гшап (один на Ил-10 и три - поездом) и один экипаж 571-го шап (летом).

В апреле на фронт направили сразу семь полков на новых штурмовиках (7, 59, 75-й и 132-й гшап и 723, 899-й и 995-й шап) - в общей сложности 192 летчика. В апреле началась подготовка полков для 7-го штурмового авиакорпуса (шак) резерва Верховного Главного Командования. С 5 по 24 апреля к переучиванию приступили 686, 947-й и 232-й шап из 289-й шад и 503, 806-й и 807-й шап из 206-й шад. Четыре из них завершили подготовку в мае, но на фронт их не отправили. Согласно документам полки этого корпуса проходили тренировку для участия в параде на Красной площади по случаю победы над Германией.

К 1 мая 1945 года в общей сложности было переучено и отправлено в действующую армию 11 полков на Ил-10, из которых большая часть так и не успела попасть на передовую. По состоянию на 10 мая в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 120 исправных и 26 неисправных Ил-10. Кроме этого, 12 самолетов Ил-10 имелась в морской авиации.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Более десяти самолетов Ту-160М получат Военно-воздушные силы России до 2020 года
Представитель Минобороны по ВВС полковник Владимир Дрик сообщил 07.02.2012 года, что ВВС России получат более десяти модернизированных стратегических ракетоносцев Дальней...
Палубный истребитель Глостер "Гладиатор"
Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator Последний истребитель-биплан, принятый на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме